Усвоение и запоминание информации с помощью техники SQ3R. Как научиться лучше усваивать прочитанное Как усваивается информация

Конечно, нам всем хотелось бы усваивать информацию быстро и эффективно.

Касается ли это изучения иностранного языка, незнакомого инструмента или нового вида спорта, ускорение процесса обучения дает множество преимуществ. Но проблема в том, что у нас на это ограниченное количество времени.

Ключ к ускоренному обучению, однако, не в том, чтобы посвятить занятиям большее количество часов, но в увеличении эффективности этого процесса.

Память аналогична сосуду с водой

Представьте, что вам необходимо наполнить ведро водой. Большинство ведер без труда вмещают и удерживают жидкость до тех пор, пока вода не начнет переливаться через край.

Мозг функционирует несколько иначе. Фактически, информация, попадая в память, затем постепенно ускользает из нее. И если сравнивать мозг с сосудом, то это будет скорее дырявое протекающее ведро.

Аналогия с протекающим ведром звучит, конечно, негативно, тем не менее, это абсолютно нормальное явление. И если только вы от рождения не одарены фотографичной памятью, то полезно знать, что человеческий мозг не был предназначен для того, чтобы большие объемы информации, каждый факт, ответ или опыт, который встречался в его жизни.

Как запоминать 90% изучаемой информации

В 60-е годы прошлого века институтом NTL в Бетеле (штат Мейн, США) была описана пирамида обучения, наглядно отображающая эффективность обучения и способность мозга запоминать новые знания.

Как показали исследования, человек усваивает:

  • 5% информации, воспринимаемой через лекции (в университетах, колледжах и т.п.);
  • 10% прочитанной информации (из книг, статей и т.д.);
  • 20% аудио-визуальной информации (приложения, видео и т.д.);
  • 30% информации, воспринятой с помощью наглядных презентаций;
  • 50% изученного в ходе групповых дискуссий;
  • 75% информации, которая применялась на практике (полученные навыки);
  • 90% информации, которая использовалась сразу (а также, если требовалось научить кого-либо еще).

Как происходит обучение у большинства людей?

Книги, аудиторные лекции, видео – это неинтерактивные способы восприятия информации с низкой эффективностью, поскольку порядка 80–95% знаний влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Суть вопроса в следующем: вместо того, чтобы принуждать мозг к запоминанию информации с помощью пассивного обучения, лучше направить свои усилия и время на способы, использующие вовлечение в процесс. Результат окажется более выраженным, а время удастся сэкономить.

Это условие означает, что:

  • Если вы учите иностранный язык, отдавайте предпочтение не мобильным приложениям, а общению с носителями языка, поскольку это возможность мгновенной обратной связи в обучении.
  • Если вы хотите привести себя в хорошую форму, то, вместо просмотра тренировочных роликов на Youtube, занимайтесь у персонального инструктора по фитнесу.
  • Если вы хотите играть на музыкальном инструменте, обратитесь к учителю музыки.

По большому счету, к этому все сводится. Это следует признать наиболее “правильным”, хотя и не самым легким подходом в приобретении новых знаний и навыков.

Время или деньги?

Конечно, занятия с индивидуальными инструкторами, учителями и тренерами заметно дороже, чем другие варианты обучения. Однако, оно и гораздо более эффективное.

Например, согласно приведенным выше данным вы можете потратить 1 час на обучение и усвоить 90% материала, и вы можете потратить тот же час и усвоить только 10% материала. Разница в девять раз!

Есть еще такой момент, что индивидуальный инструктор или преподаватель может дать вам совет, опираясь на свой богатый опыт, который будет полезен именно вам. Никакое чтение или просмотр видео никогда не даст такого понимания и разница в эффективности обучения может быть гораздо больше, чем 9 раз.

Резюмируя все вышеизложенное: зная, как усвоить больше информации, мы становимся заметно эффективнее в использовании своего времени. А время, это наш основной жизненный ресурс.

Хотя есть множество разных типов процессов, связанных с памятью, существует несколько основополагающих правил, которые могут облегчить усвоение новой информации.

Сосредоточение внимания

Один из основных факторов, определяющих наши знания, — на что мы направляем свое внимание. Вспомните, когда вы в последний раз были на вечеринке — такой, на которой гости, разговаривая друг с другом, образуют небольшие группы. Представьте себе, что вы стоите вместе с двумя своими знакомыми и разговариваете о погоде. Рядом с вами образовалось несколько других маленьких групп, участники которых ведут свои разговоры. Если кто-то, стоящий поблизости от вас, но разговаривающий не с вами, упомянет ваше имя или заговорит о чем-то, вас интересующем (например, «А вы слышали последние новости о Дебби и Стэнли?»), это обязательно привлечет ваше внимание. Однако, если тот же человек, стоя от вас на том же расстоянии и говоря тем же голосом, будет рассказывать о болезнях деревьев, вы, скорей всего, пропустите его слова мимо ушей, если только тема болезни деревьев не представляет для вас какого-то особого интереса. А что будет происходить в том разговоре, участником которого вы были до этого? Если вы ответите: «Ничего особенного», вы окажетесь правы. Когда вы переключаете свое внимание на более интересную для вас тему, вы перестаете следить за ходом предыдущего разговора. Если в этот момент человек, с которым вы начали беседовать, прервет свою речь и спросит: «А что вы думаете по этому поводу?», вы можете оказаться в неловком положении, поскольку нить разговора была вами потеряна.

Только что описанный феномен получил название ЭФФЕКТА ВЕЧЕРИНКИ. Многим людям он знаком по собственному опыту. Он указывает на несколько важных особенностей внимания:

1. Если вы не проявите внимания, вы не усвоите информацию. Давайте рассмотрим описанную ситуацию еще раз. Когда вы следили за разговором о погоде, вы не знали ничего или почти ничего о содержании бесед, которые велись вокруг вас. Когда вы переключили свое внимание на более интересный разговор, вы забыли о разговоре про погоду. Таким образом, внимание играет огромную роль при запоминании, поскольку именно оно определяет, что будет воспринято информационной системой человека.
2. Наша способность перерабатывать информацию имеет свои пределы. Мы не в состоянии следить одновременно за всеми разговорами, ведущимися вокруг нас.
3. То, на что человек направит свое внимание, зависит от его индивидуальности. Если бы вы не проявили интерес к «последним новостям о Дебби и Стэнли», восхищаясь вместо этого прекрасной погодой, вы бы не переключили свое внимание на другой разговор и смогли бы ответить на вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?» не только беспомощной улыбкой.

Если вы хотите узнать о памяти как можно больше, чтобы, используя полученные знания, развить собственную память, тогда вам придется направить свое внимание на... внимание. Многие люди жалуются на то, что они сразу же забывают имя человека, с которым их знакомят. Вероятнее всего, они не сосредоточивают свое внимание на имени человека в момент знакомства. Если информация не воспринята, она не отложится в памяти. Когда вы знакомитесь с кем-то, неплохо повторить вслух имя человека, чтобы удостовериться, что вы его правильно расслышали и что вы зафиксировали на нем свое внимание. Нужно выработать привычку контролировать свое внимание. Если ваши глаза перемещаются по строчкам текста, а ваши мысли направлены на что-то другое, вы должны сознавать, что не воспринимаете изучаемый материал, и необходимо направить повторные усилия на его усвоение.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ СМЫСЛА

Понимание и память — понятия, тесно связанные друг с другом, так как возможности памяти увеличиваются, если воспринимаемый материал является значимым для вас, а информация, имеющая смысл, легче сохраняется в памяти, чем сведения, значение которых нам не ясно. Если вы находитесь на уроке в классе или изучаете учебный материал по книге, т.е. воспринимаете информацию, которая представлена в виде сложного прозаического текста и которую вам потребуется воспроизвести через какое-то время, вам следует проследить, много ли и что именно вы понимаете. Я советую вам делать паузу в конце каждого раздела и передавать своими словами, устно или письменно, то, о чем вы только что прочитали. Если вы не можете осмысленно подвести итог каждого раздела сразу же по его прочтении, тогда вы не сумеете сделать этого и потом. Вы должны понимать то, что вы изучаете, и принять меры, если смысл от вас все-таки ускользнул. Это хороший способ проверить, насколько вы были внимательны. Если вы закончили чтение раздела книги и не имеете ни малейшего понятия о только что прочитанном, вам следует вернуться к самому началу раздела и вникнуть в его содержание.

Учителя, занимавшиеся с вами в начальной школе, хорошо понимали ту роль, которую играет при запоминании значимость информации, когда советовали вам «вникать в прочитанное». Мы можем придать информации значение, проделав с ней некоторые операции. Например, изучая что-то, попробуйте соотнести это с уже вам известным. Свяжите изучаемую тему с конкретной ситуацией или обобщите полученную информацию своими словами. Цель этих действий — приложить собственные усилия к переработке материала.

Убедительным подтверждением правила, гласящего, что все, что способствует лучшему пониманию, способствует и развитию памяти, явился эксперимент, который поставили два психолога Брэнсфорд и Джонсон (BransfordJ. D. & Johnson, 1972), предложившие вниманию студентов колледжа следующий отрывок. Прочитайте его сами, а затем посмотрите, многое ли вы смогли запомнить.

*Порядок работы весьма прост. Сначала вы сортируете вещи на несколько стопок в зависимости от их особенностей. Разумеется, может, будет достаточно и одной стопки — все зависит от того, каков объем работы. Если вам нужно куда-то сходить ввиду отсутствия под рукой необходимых средств, то это будет следующим шагом, в противном случае вы можете приступать к работе. Важно не переусердствовать. То есть лучше обработать за один раз слишком мало вещей, чем слишком много. При небольшом объеме работ это предупреждение может показаться излишним, но если взять на себя слишком много, это легко может повлечь за собой ненужные осложнения. Ошибка может также привести к дополнительным денежным расходам. Правила работы с соответствующими механизмами должны быть четкими и ясными, и мы не будем здесь на них останавливаться. Поначалу вся процедура может показаться довольно сложной. Вскоре, однако, она станет неотъемлемой частью вашей жизни. Трудно представить, что в ближайшем будущем необходимость в выполнении этой работы отпадет, хотя кто знает...*

Вероятно, вы запомнили немногое из этого отрывка. Я также не уверена, что вы поняли, о чем идет речь. Я бы хотела, чтобы вы прочитали этот текст снова, на этот раз зная, что его заголовок: «Стирка белья». Теперь он должен запомниться лучше, потому что заголовок создает необходимые условия для его понимания. Когда текст предваряется какой-то информацией, читателю проще вникнуть в его содержание. ПРЕСУППОЗИЦИЯ — предварительная информация — играет роль проводника, помогающего изучающему представить себе, что его ждет впереди, и связать представленную информацию с другими темами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗУЧЕНИЯ

Попросту говоря, не надо ничего зазубривать наспех. Изучаемый материал скорее отложится в вашей памяти, если вы станете осваивать его в несколько приемов. Данное правило верно и в том случае, когда вы овладеваете каким-то моторным навыком, например, учитесь отбивать теннисный мяч ударом слева, и когда запоминаете, как выводятся химические формулы, и когда учитесь пользоваться новым техническим устройством. Распределите время, имеющееся у вас на ознакомление с учебным материалом, таким образом, чтобы извлечь из процесса изучения максимальную пользу. Если вы можете позволить себе потратить на подготовку к экзамену только 5 часов, разбейте это время на части и изучайте учебный материал в течение 3-4 дней, вместо того чтобы использовать все эти часы сразу. Разумеется, время, отводимое на каждое занятие, должно быть достаточно продолжительным, чтобы вы могли обобщить прочитанную информацию. Это время зависит от многих факторов, включая сложность осваиваемого материала, его объем и вашу способность концентрировать свое внимание.

УПОРЯДОЧЕНИЕ

«Наведи порядок у себя в комнате!» Думаю, что не найдется человека, который не слышал бы (или не произносил бы) этих слов. Фразу: «Ты ничего не найдешь в этом хаосе» можно отнести и к тому, как человек хранит в памяти воспринятую информацию. Хотя сравнение памяти с комнатой, в которой царит беспорядок, представляет из себя сильное упрощение, наведение порядка (организация) поможет не только быстрее найти парные носки, но и извлечь из памяти нужную информацию.

Я бы хотела пояснить эту мысль на примере с двумя списками слов. Просмотрите первый из них, задерживая свой взгляд на каждом слове приблизительно одну секунду, затем закройте его чем-нибудь и выпишите слова, которые вы сумели запомнить.

Девушка
Сердце
Дрозд
Фиолетовый
Палец
Флейта
Голубой
Орган
Мужчина
Ястреб
Зеленый
Легкие
Орел
Ребенок
Рояль

Теперь просмотрите второй список, прикройте его и выпишите все те слова, которые вы смогли запомнить.

Зеленый
Голубой
Фиолетовый
Мужчина
Девушка
Ребенок
Рояль
Флейта
Орган
Сердце
Легкие
Палец
Орел
Ястреб
Дрозд

Нет сомнений, что во втором случае вы запомнили больше слов, чем в первом. Может быть, вы и не заметили, что оба списка были идентичными, за исключением лишь одного: слова были представлены в них в разном порядке. Вы можете подумать, что во втором случае вы показали более высокий результат потому, что слова были вам уже знакомы. Все правильно. Дополнительное время, потраченное вами на изучение слов, могло частично повлиять на улучшение результата. Но основная причина вашего прогресса в том, что слова во втором перечне были расположены по категориям. Исследования показывают: если слова в каком-либо списке группируются по категориям, они запоминаются в два-три раза лучше, чем в том случае, когда они расположены произвольно (Bower & Clark, 1969). Если слова выстроены в случайном порядке, как в первом списке, они лучше вспоминаются в том случае, когда у человека достаточно времени, чтобы самому разбить их на категории (Bousfield, 1953).
Вы можете воспользоваться этим правилом, упорядочивая материал, который вам требуется изучить. Если вы знакомитесь с какой-нибудь классификационной системой при подготовке к занятиям по биологии или со свойствами металлов в курсе естественных наук, изучайте за один раз лишь какую-то одну категорию. Обращайте внимание на то, как группы соотносятся между собой, подмечайте сходства и различия внутри категорий и между ними. Систематизируйте изучаемый материал и связывайте между собой родственные объекты.

СОЗДАНИЕ КЛЮЧЕЙ ДЛЯ ПОИСКА В ПАМЯТИ

Возвомжно такое случалось и вами. Старательный студент, посвятивший массу времени подготовке к экзамену, обнаруживает, что он не может вспомнить правильный ответ, но стоит ему сдать экзаменационную работу, ответ сам собой возникает у него в голове. Или же стоит ему услышать ответ, он тут же понимает, что он его «знал», но не мог вспомнить, когда это было необходимо.

Подобная «забывчивость» может иметь весьма неприятные последствия. Знания, которые не удается воскресить в памяти, когда в этом возникает необходимость, называются пассивными. Психологам известно очень многое о забывании. Известен им и ряд приемов, позволяющих получить в нужный момент доступ к информации, которой вы «владеете». Мы знаем, что ваш подход к изучению какой-то информации очень сильно влияет на то, сможете ли вы ее вспомнить в случае необходимости.
Когда вы припоминаете что-то, ваши действия являются реакцией на некоторый ключ. Например, я вам говорю: «Назовите приемы, облегчающие запоминание». В данном случае слова «приемы, облегчающие запоминание» подсказывают вам, что нужно вспомнить. Когда вы изучаете что-то, вы должны одновременно обращать внимание на возможный ключ, который пригодится, когда понадобится вспомнить изученное. Старайтесь выявлять причинно-следственные связи. Задайтесь вопросом, каким образом только что воспринятая вами информация соотносится с другими концептами. То, о чем я сейчас говорю, лежит в основе принципа специфики кодирования, идея которого состоит в том, что материал проще вспомнить, пользуясь теми же ключами, которые использовались при его изучении.

Вы можете воспользоваться принципом специфики кодирования для развития своей памяти, создавая самые разные ключи в процессе изучения чего-либо. Таким образом вы сможете избежать проблем, связанных с пассивным знанием. Задавая себе вопросы «почему?», «когда?» и «как?» и развивая взаимосвязанные структуры знаний, где изучаемое связывается с уже известным, вы будете способны реагировать на большое количество ключей, облегчающих поиск. Изучение, способствующее углубленным знаниям, даст вам возможность получать непосредственный доступ к имеющейся у вас информации в ситуациях, когда она необходима. Обязательно сосредоточивайте свое внимание на ключах, которые скорее всего вам встретятся, когда вы будете что-то припоминать.

ПОВТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Когда вы прекращаете изучать материал? Если этот вопрос касается конкретного случая, например вашей подготовки к экзамену по литературе, тогда правильней всего будет ответить: когда вы знаете материал в совершенстве, изучив его в несколько приемов. Рассмотрим пример с ребенком, изучающим таблицу умножения. Наступает момент, когда он наконец заполняет все эти клеточки без ошибок. Если ребенок остановится на этом, выяснится, что, повторяя эту таблицу через какое-то время, он начнет ошибаться. Ребенок должен снова и снова изучать таблицу, так, чтобы мог повторить ее без ошибок много раз, причем между учебными занятиями должны проходить достаточно продолжительные промежутки времени. Тогда он непременно вспомнит правильный ответ, когда в этом будет необходимость.

УЧЕТ ПОБОЧНЫХ ФАКТОВ

Существует множество факторов, имеющих мало общего с процессом познания, но отражающихся на способности обучаться. Необходимо уметь распознавать эти факторы, с тем чтобы можно было их устранить. Допустим, вы пытаетесь изучить что-то (что угодно), но чувствуете себя усталым из-за недосыпания или из-за чрезмерной нагрузки (скажем, вы только что пробежали марафон). Ваша способность сосредоточиться, запомнить и сохранить информацию не может от этого не пострадать. Кроме того, на нее может неблагоприятным образом повлиять употребление вами лекарств, ваше излишне возбужденное или подавленное эмоциональное состояние («Я это никогда не выучу, а значит, завалю экзамен, и все посчитают меня тупицей, после чего мне придется всю оставшуюся жизнь торговать гамбургерами» и т.д.), недостаток времени на изучение материала, плохое знание основ изучаемого предмета и многие другие причины Мне бы не хотелось повторять слова вашей мамы, но все-таки: позаботьтесь о себе, правильно питайтесь, делайте физические упражнения, не экономьте на сне и обращайтесь за помощью к специалистам в случае проблем с вашим физическим и эмоциональным здоровьем. Нет смысла осваивать навыки мышления, если большую часть времени вы будете поддерживать свое здоровье с помощью лекарств или пребывать в состоянии перевозбуждения.

Для успешной подготовки к сессии. Но мы решили на этом не останавливаться и познакомить вас еще минимум с четырьмя действенными методами быстрого запоминания текста или любой другой информации. Читайте, думайте, выбирайте подходящий.

В основе всех нижеперечисленных методик лежит повторное чтение. Но речь идет не о бессистемном и неосмысленном чтении, а о глубокой работе над текстом.

Усвоение текста за 4 повторения: метод ОВОД

Название состоит из первых букв названий основных стадий запоминания текста:

  1. О сновная мысль. Текст читается для осмысленного восприятия и выделения основных мыслей, установления взаимосвязей между ними. Не нужно воспринимать все в тексте. При необходимости основная информация подчеркивается или выписывается на отдельный листок.
  2. В нимательное чтение. Второе прочтение отличается повышенной внимательностью и вдумчивостью, следует обращать внимание на мелкие детали, подробности. Текст читается неторопливо. Главная задача этого этапа – мысленно привязать подробности к основным мыслям. В конце этапа нужно постараться вспомнить основные мысли и уже привязанные к ним подробности.
  3. О бзор . Текст бегло просматривается бегло, без углубленного чтения. Просмотр начинается с конца. Читающий мысленно задает себе вопросы по главным пунктам, пытается провести параллели с уже полученными сведениями о тексте. На этом этапе составляется примерный план текста и запоминается очередность основных мыслей.
  4. Д оводка . Повторение текста по памяти в определенной последовательности: вспоминают основные моменты, постепенно переходя к подробностям. На этом этапе по возможности следует избегать подсматриваний в текст. Затем идет повторное прочтение с мысленными «засечками» на тех местах, которые чтец упустил или забыл. Почему так случилось? Если упущенная информация существенная, следует проработать ее.

Среди всех методов усвоения информации этот подходит для текстов небольших объемов.

Так как новая информация быстро забывается после первоначального знакомства, стоит повторить ее чуть позже (через несколько часов в этот же день или на следующий). С течением времени динамика забывания замедляется.

Чтение вслух и мысленное повторение: метод ОЧОГ

Эта методика быстрого запоминания информации схожа с предыдущей, но имеет и свои отличия.

В Казанском университете был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемые образовали 4 группы. Задача для всех – запомнить текст. В первой группе текст читался вслух 4 раза. Во второй – текст читался вслух 3 раза и 1 раз мысленно пересказывался студентами. В третьей – текст читался дважды и дважды пересказывался мысленно. В четвертой – текст читался вслух всего раз, а 3 раза мысленно пересказывался слушателями.

Результаты показали наибольшую эффективность запоминания у студентов четвертой группы. Чуть менее эффективно запоминали информацию слушатели третьей группы, еще меньше – второй, студенты первой группы хуже остальных запомнили информацию.

Благодаря этому эксперименту и появился метод ОЧОГ:

  1. О риентировка . При прочтении текста важно понять его главную мысль. При необходимости ее записывают или подчеркивают, многократно повторяя в памяти.
  2. Ч тение . При повторном прочтении с информацией знакомятся более внимательно, выделяются более мелкие детали, устанавливается связь между ними и основными мыслями текста. Мысленно несколько раз повторяются главные мысли, привязанные к деталям.
  3. О бзор . При быстром просмотре текста определяется, правильно ли были определены основные мысли и их связь с деталями. Для более глубокого понимания можно поставить вопросы к главным частям.
  4. Г лавное . Выполняется мысленный пересказ, а по возможности – и вслух. На этом этапе важно вспомнить основные мысли, ответить на поставленные вопросы.

Старайтесь снизить количество прочтений до минимума. При этом количество мысленных повторений может быть абсолютно любым, необходимым для лучшего усвоения в памяти.

Методики запоминания больших объемов информации: метод Цицерона

Предыдущие методы подходят для работы с небольшими текстами. Но что делать, если надо быстро освоить и запомнить целые конспекты, книги, труды?

Как вы уже могли догадаться, эта методика была названа в честь Марка Туллия Цицерона, блестящего оратора, великого государственного деятеля Рима, жившего в 106-43 гг. до н.э.

Славу этому человеку принесли не только его умнейшие мысли. В своих выступлениях он никогда не пользовался записями, воспроизводя по памяти огромное количество дат, фактов, цитат исторических событий и имен.

Это один из лучших методов запоминания информации благодаря простоте. Его также называют система комнаты или метод мест .

Суть заключается в том, чтобы мысленно расставить важные факты в определенном порядке в хорошо знакомой комнате. Тогда при необходимости нужно будет просто вспомнить ту самую комнату для выуживания нужной информации. Именно этой методикой руководствовался сам Цицерон, готовясь к выступлениям: мысленно он гулял по своему дому, максимально удобно для себя размещая в нем основные положения выступления.

До того как приступить к освоению метода, важно выбрать для себя собственную последовательность обхода комнат, чтобы не запутаться в своей же логике размещения информации.

Для первого знакомства с запоминанием информации этим способом постарайтесь реально пройтись по своему дому, мысленно расставляя информацию по местам. Тогда потом ходить по дому будет вовсе не обязательно, достаточно мысленно повторять пройденный маршрут.

А вот советы, которые помогут сделать «расстановку» информации правильно:

  • лучше всего начинать с собственной комнаты. Берите за отправную точку дверь, дальше следуйте правилу левой руки (исследуйте по порядку все, что находится по левую сторону) и медленно передвигайтесь дальше по часовой стрелке;
  • при последовательном размещении информации стоит учитывать неподвижные предметы, которые всегда стоят на одних и тех же местах (шторы, люстра, торшер, диван, картина, фоторамка, карниз, полки и т.д.);
  • следует использовать последовательное передвижение не только слева направо, но и сверху-вниз, так как часто предметы находятся один под другим (ковер под диваном, стол под люстрой и т.д.);
  • если нужно запомнить многоуровневые списки, используйте не только свой дом, но и дома своих родственников, друзей, лекционный зал и даже хорошо изученные маршруты от дома на учебу, в магазин и т.д.

Со временем, все больше осваивая этот метод, вы сможете использовать все более мелкие предметы из комнат и находить все более укромные места для хранения в памяти информации. Но в самом начале лучше ограничиться самыми заметными в комнате предметами.

Такой способ прекрасно зарекомендовал себя при работе с большими текстами, распорядком дня, запоминанием порядка телефонных звонков. Причем, если важная информация хоть как-то связана между собой, а не является просто бессмысленным набором данных, то можно многократно использовать одно и то же помещение по несколько раз.

Метод Цицерона отлично подходит для запоминания цифр. Правда, сперва придется перевести цифры из абстрактной формы в более конкретную любым удобным способом. А уж потом можно предметами, в которые были преобразованы цифры, заполнять места в комнате.

Огромное преимущество этого метода в том, что для овладения им достаточно 2-3 тренировки, в отличие от многих других техник. Кроме того, его можно использовать в совершенно любой ситуации и любом месте. При этом опорой и подмогой вам послужит как раз то место, где вы находитесь в конкретный момент (аудитория, дача, музей, деканат). Все, что вам нужно – вспомнить в деталях знакомое помещение или воспользоваться тем, в котором вы находитесь в данный момент.

Предлагаем вам потренироваться и попробовать воспроизвести по памяти приведенные ниже слова, используя метод Цицерона: поплавок, салфетка, бигуди, трава, зеркало, альбом, расческа, книга, кот, лампочка, спички, одеяло, ножницы, черпак . В качестве образца помещения можете использовать картинку:

Данная техника - один из самых действенных методов, способствующих эффективному запоминанию текстовой информации.

Использование визуальной памяти: метод пиктограмм

Пиктограмма - это совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Метод пиктограммы в психологии часто используется для исследования, диагностики и укрепления памяти у людей «зрительного» образа (визуалов).

В ходе исследования мышления методом пиктограмм был разработан следующий план при работе с текстовой информацией:

  1. В тексте выделяют ключевые слова или краткие фразы, которые следует выписать и подчеркнуть.
  2. К каждому слову или фразе рисуется пиктограмма – некое изображение, которое в последующем поможет вспомнить именно это слово/фразу. Изображение здесь играет роль зрительной ассоциации. При рисовании не стоит использовать схематичность, а также излишние подробности. На картинке не должно быть цифр и букв. Процесс создания изображения не должен отнимать больше 10-20 секунд. Пример: для запоминания словосочетания «тяжкий труд» можно нарисовать молот или человека, согнутого под тяжким грузом. Со словосочетанием «веселый праздник» можно ассоциировать салют, флажки, елку и т.д.

Пиктограмма не может быть правильной или неправильной. Это ассоциация, которая принадлежит именно вам и создана для выполнения главной цели – напомнить о слове или фразе, к которой она была привязана.

Гораздо легче выполнить рисунок для конкретного предмета (мороженое, медведь, нос), чем для процесса или абстрактного понятия (развитие, тоска, размышление). Но и в этом случае можно легко решить вопрос – нужно лишь присвоить им более предметную ассоциацию, преобразовать их во что-то конкретное. Например, для слова «развитие» можно использовать изображение спирали, для слова «тоска» - слезу или антиулыбку, для «размышления» - лампочку и т.д.


Существуют и слова средней сложности конкретизации, например, школу можно изобразить партой, доской, больницу – койкой или красным крестом и т.д.


Прежде чем начать использовать метод пиктограмм, необходимо потренироваться. Это позволит набить руку в рисовании и подготовиться к выполнению непосредственной задачи.

Примерное упражнение : нарисуйте пиктограммы для нижеприведенных слов. Обратите внимание, здесь используются разные по сложности слова. Старайтесь нарисовать такой рисунок, чтобы можно было через несколько часов вспомнить слово, к которому вы создавали изображение.


Спустя несколько часов попробуйте воспроизвести все слова в соответствии с их пиктограммой, а после – воспроизвести весь текст, глядя на свои картинки Используя метод пиктограмм при подготовке к экзаменам, можно использовать листик с рисунками в качестве шпаргалки, которую не страшно будет выложить на парту на самом экзамене.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы .

Использование системы накопления: метод Аткинсона

А вот Аткинсон уверен, что память должна улучшаться постепенно, без резких скачков и перегрузок. Поэтому единственным безопасным и проверенным методом укрепления памяти считается метод накопления.

Ученый предлагает оставить в стороне все искусственные приемы, используя лишь то, что дала нам сама природа. Мозг, как и все мышцы, нуждается в тренировках и постепенных нагрузках. С ростом нагрузок будет расти и эффективность памяти.


Суть системы такова:

  1. Выбирают текст (оптимально – в стихотворной форме). В первый день выучивается наизусть от 4 до 6 строк.
  2. Во второй день повторяют вчерашние выученные строки и дополнительно учат еще от 4 до 6 строк.
  3. В третий день к уже выученным добавляют еще новые 4-6 строк.
Чем больше количество повторений, тем лучше запоминается новый материал.

Нет ничего страшного, если вы время от времени будете подсматривать в книгу. Не стоит огорчаться, если что-то забылось: со временем объем памяти будет увеличиваться, запоминание станет легче.

Спустя месяц увеличьте объем осваиваемой информации в два раза. Еще через месяц можно нарастить объем информации втрое.

Исследования показали, что в результате применения этой техники:

  • выученные знания остаются на долго и легко всплывают в памяти,
  • способность запоминать совершенно любые вещи все время улучшается,
  • с помощью силы воли легко вспоминается любая информация.

Суть этого метода ни в чем другом, кроме повторения. Занятия лучше проводить по утрам, так как в это время суток наше восприятие еще свежо. Тренируйтесь каждый день и увидите: уже через месяц ваш мозг станет запоминать в разы больше информации.

Что важно помнить?

Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.

А память можно и даже нужно тренировать! Запоминать нечто новое полезно не только при подготовке к экзаменам, но и для жизни вообще. Уже в скором времени после начала использования выбранной методики можно увидеть, как мозг начинает запоминать другую информацию, которой мы пользуемся в жизни: запоминать телефоны, адреса, регулировать входящую/исходящую корреспонденцию и многое другое.

Секрет в том, что после многократных тренировок память автоматически начинает применять навык запоминания большего количества информации. И это без применения каких либо мнемонических приемов и тренировок. Впрочем, все же стоит время от времени помогать своему мозгу, сортируя важную и неважную информацию. Например, при подготовке к экзамену по дисциплине, которая вам никак в реальной жизни не пригодится, вовсе ни к чему учить массу бесполезной информации. Достаточно обратиться за помощью к людям , которые сделают это за вас.

А вот тут вы можете посмотреть видео по приемам запоминания ОВОД и ОЧОГ – наиболее популярным способом увеличения памяти:

Все мы «студенты» - начиная с периода детского сада до конца университета или даже вполне зрелого возраста: любому взрослому человеку порой требуется освоить новый навык, повысить квалификацию старого или просто улучшить собственную производительность. И больше чем сам результат обучения - знания, для нас важны умение учиться и умение запоминать информацию. Эти два полезных навыка необходимо развивать: они помогают нам поглощать больше знаний, учиться более быстро и эффективно, сохраняя информацию в памяти их в течение многих лет.

Обучение - процесс, который, как правило, сосредоточен на конкретной теме, например, разделе психологии, алгебры, и часто сопряжен визуальными элементами: таблицами, схемами и т.д. Однако мы проводим слишком много времени в зубрежке и не предпринимаем попыток понять, как необходимо продуктивно учиться. И совершенно зря: некоторые общие стратегии полезны для улучшения успеваемости, другие - трудоемки и неэффективны.

За более чем 100 лет исследователи в области когнитивной психологии и эксперты в сфере образования разработали множество методов обучения - от тактики многоразового чтения заметок, сделанных во время занятий, и написания рефератов до интерактивных программ. Тем не менее, некоторые вузы, тренеры и педагоги игнорируют эти данные и не внедряют в практику доказано эффективные методы обучения. Ну, что ж, поскольку знания - это то, что в первую очередь нужно нам самим, рассмотрим лучшие стратегии обучения и запоминания информации, выбрав для себя лучшие.

Как усваивать информацию быстро и лучше

Обучающая методика считается эффективной, если она использует максимальное число каналов взаимодействий между учителем и учеником, а также затрагивает максимум аспектов дисциплины, будь то иностранный язык, программирование или йога . Весьма полезно, если при этом учитывается возраста человека, который использует свой опыт, свои возможности и свой наработанный уровень знаний для освоения новой информации. Кроме того, новые знания должны быть проверены в реальных ситуациях - на практике. Причем не так важно, в каком возрасте человек начинает обучение тому или иному предмету, гораздо важнее насколько часто он будет в этом тренироваться - и в каких условиях? Считается, что обучение наиболее эффективно- в группах: видно, что одни люди более успешны, чем другие, это повышает удовлетворенность процессом у первых и стимулирует вторых лучше понимать и запоминать. В итоге максимум достигает долгосрочных результатов.

Эксперты в области образовательной психологии определили пять максимально результативных обучающих методик и три, которые являются неэффективными потому, что они были полезны в слишком малом количестве ситуаций, либо потому, что их эффективность не подтвердилась в исследованиях. Эти пять подходов не являются панацеей - они эффективны для наиболее мотивированных. Однако эти методы увеличивают производительность каждого в ходе работы, обучения, сдачи экзаменов и… всей жизни.

Как усвоить большой объем информации для обучения

1. Самооценка : проверяйте себя. Самооценка является очень полезным инструментом обучения - практические тесты эффективны независимо от качества и количества усвоенной информации, возраста субъекта и интервалом между курсами обучения.

  • Как это работает? Студент выполняет оценочные тесты самостоятельно за пределами группы или аудитории. Однако это не должны традиционные тесты с «галочками», к которым привыкли на занятиях в школе. Например, вы можете использовать обучающие карты (на бумаге или в цифровом формате) ,вспомнить информацию или отвечать на вопросы в конце каждой главы в учебниках. Сотни экспериментов показывают, что самооценка повышает качество обучения и количество запоминаемой информации.
  • Когда использовать? Самооценка применима для запоминания любого типа информации, в том числе изучения иностранных языков (расширения словарного запаса, улучшения орфографии) или запоминания ботанических терминов. Эта практика даже помогает улучшить память у людей с болезнью Альцгеймера. Частые тесты самооценки являются особо эффективными, когда студент корректирует себя.
  • Это практично? Очень: самооценка отнимает немного времени и практически не требует никакой подготовки.
  • Как проводить? Можно оценивать себя по учебнику, отвечая на вопросы в конце глав, или задавая себе вопросы мысленно и сразу же отвечая на них. Эффективен метод самооценки с помощью системы «Cornell»: во время занятия нужно делать на полях заметки в форме вопросов или ключевых слов. Оставшись наедине, вы можете испытать себя, отвечая на вопросы (или объясняя ключевые слова).

2. Практика распределения. Эта методика очень полезна, но эффективна в долгосрочной перспективе (то есть ее нужно практиковать в течение долгого времени) независимо от типа информации, необходимой для запоминания, и возраста субъекта. Ее легко реализовать, и она успешно используется во многих обучающих программах.

  • Как это работает? В группе: ученики собираются и распределяются в группы: одни задают вопросы на тему свежего материала - другие отвечают. Затем меняются ролями. Непременно делитесь с другими, о том, что вы только что узнали.
  • Когда использовать? С трех лет и в любом возрасте. Практика распределения особенна эффективна, когда требуется расширить словарный запас иностранного языка, новые понятия и термины, и даже при изучении математики, практике музыки или хирургии.
  • Это практично? Да. Но вы должны планировать заранее тематику, а также избегать проволочек в ответах или длительных перерывов в обучении.
  • Как проводить? Короткие интервалы между сессиями и регулярное обучение буду максимально эффективны. Психологами было установлено, что производительность обучения повышается, когда время, отведенное на такие тренировки, составляет 10 до 20 % от времени всего занятия, которое предполагает усвоение новой информации.

3. «Спроси себя». Мы постоянно ищем объяснения всему вокруг нас, десятки раз за день задавая себе вопрос «Почему?» Используйте этот прием для облегчения процесса обучения. Умение задавать правильные вопросы и анализ полезны в случаях, когда вам не требуется обработка сложных данных: эффективность этой практики ограничена при изучении труднодоступных дисциплин.

  • Как это работает? С помощью техники «спроси себя», называемой еще анализом или самоопросом, студенты отвечают сами себе, например, такие вопросы, как «Почему возникла эта последовательность?» или «Почему это слово спрягается именно так?» Так вы выстроите причинно-следственные связи, которые дадут вам более полное понимание той информации, что вы изучаете, и она надолго осядет в вашей памяти.
  • Когда использовать? Если вы хотите узнать и запомнить конкретные факты, особенно если вы уже обладаете некоторыми знаниями по этому вопросу. Этот метод представляется достаточно эффективным, независимо от возраста и уровня подготовки. Однако, чем больше вы владеете темой - тем более эффективным будет самоопрос. Метод улучшает запоминание фактов, но не всегда облегчает понимание предмета. Он также неизвестно, как долго длится эффект такого способа запоминания информации.
  • Это практично? Да. Этот метод требует небольшой подготовки и занимает мало времени.

4. «Самообъяснение». Объясняйте себе материал - это обеспечит вам полное понимание того, чему вы только что научились. «Самообъяснение» (или «автообъяснение») умеренно полезно: эта методика работает при обучении различным предметам, но насколько длительное ее воздействие, неизвестно.

  • Как это работает? Ученики объясняют себе, как то, что они узнали, связано с тем, что они уже знали до этого: «Какую пользу эта информация несет для меня?» или «Как эта информация связана с тем, что я уже знаю?» Как и самоопрос, «самообъяснение» помогает интегрировать новую информацию с предыдущими знаниям - говоря образно, монтирует кирпичики новой информации в монолитную стену знаний.
  • Когда использовать? «Самообъяснение» эффективно для молодого возраста - от детского сада до первых курсов университета. Этот метод частично помогает решать проблемы в области математики, с запоминанием текстов и разработкой стратегий игры в шахматы. Также самообъяснение позволяет маленьким детям запомнить основы базовых дисциплин.
  • Это практично? Не совсем: некоторые исследования показывают, что этот метод увеличивает время обучения на 30-100%.

5. Переменная практика. «Смешайте яблоки и апельсины» - чередуйте информацию, которую надлежит запомнить. Переменная практика умеренно полезна - она позволяет переключиться, отдохнуть и тем самым облегчает обучение, в частности, запоминание математических данных, а также стимулирует интеллект.

  • Как это работает? Нужно изучать один предмет, прежде чем приступить к следующему - на совершенно другую тему. Чередование «сабджектов» стимулирует выбрать для себя оптимальный порядок предметов в процессе занятий и учит эффективно сравнить различные типы проблем.
  • Когда использовать? Когда дисциплины очень похожи: сопоставление фактов помогает определить их отличия или сходство и таким образом лучше запомнить больший массив информации. Переменная практика более полезна для тех, кто уже имеет определенный уровень знаний. Ее производительность также зависит от содержания: метод показал эффективность в изучении алгебры, но был малорезультативен при обучении иностранному языку.
  • Это практично? Да: переменная практика не требует инструкций учителя. Последние исследования показывают, что переменная практика достаточно эффективна: студенты, чередовавшие в процессе учебы различные типы информации или проблемы, лучше сдавали экзамены. Однако несколько исследований, оценивавших эту технику, все же дали отрицательные результаты.

Как запоминать информацию: методы, которые не работают

А вот эти методы, хоть и практиковались в школах и институтах на протяжении веков, не являются ни полезными, ни эффективными - усилия, вложенные для обучения по их правилам, будут пустой тратой времени. Так, к примеру, оказались нерезультативными и трудоемкими рефераты и мнемонические техники. Наоборот: они энергозатратны, отнимают много времени, хотя могут и давать результаты на какой-то период. Не тратьте на них свое время и силы, применяйте другие стратегии, такие как анализ, самооценка и «автообъяснение».

1. «Перечитать». Большинство студентов делали это - перечитывали то, что задали. Толку от этого мало: воспроизведение никак не потенцирует понимание. Перечитывание бездумно и дает плохие результаты. К тому же это скучное занятие отвлекает от более эффективных стратегий.

2. «Выделить» . Стандартные отметки - без анализа и размышлений - не дают результат. Подчеркнуть - это быстро и легко, но это никак не улучшает производительность. Мало того, данный метод будет вреден для выполнения определенных задач: он врывает информацию из контекста и мешает связать текст в единую логическую цепочку. Впрочем, выделение или подчеркивание может быть первым шагом к успеху - только если акцентированная информация затем сразу же используется на практике.

3. Мнемотехники - разрекламированный метод, предполагающий воссоздание из текстов ментальных образов. Согласно правил мнемотехники нужно воссоздавать из каждого прочитанного пункта мысленные изображения. Научно не доказано, что мнемотехники полезны для запоминания информации. Научные исследования этого метода дают противоречивые результаты, особенно относительно долгосрочных эффектов. Тем не менее, приемы мнемотехники могут оказаться полезными для расширения словарного запаса иностранного языка, запоминания определения трудных слов (например, медицинской терминологии). Правда, они не будут эффективны в долгосрочной перспективе.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

У вас наверняка было такое, что одна книга давалась с огромным трудом и требовала большого количества времени, в то время как другая «проглатывалась» буквально за один присест. Сложность текста зависит от многих факторов: настроения, физического состояния, типа материала и способностей конкретного человека.

Чтобы понять и «впитать» любую книгу, ваш мозг должен обрабатывать не только слова по порядку, но и их связь, а также контекст, стоящий за ними. Автор может использовать иронию, сарказм, подтекст и метафоры - все это читатель должен воспринять, как и было задумано. Научиться этому можно с практикой.

Понимание прочитанного (Reading comprehension) - это термин из , означающий способность читать текст, обрабатывать и понимать его содержание. Способность человека понимать текст зависит в основном от черт его характера и навыков, одним из которых является умение делать выводы. Если распознавание текста затруднено, читающий книги человек использует слишком много своих ментальных сил для обработки отдельных слов, что мешает осознавать смысл.

  • Сколько информации вы потребляете? Пытаетесь читать избирательно или готовы поглощать любую статью и книгу? Возможно, вы читаете все, чтобы ничего не пропустить и оставаться в курсе событий. Отпустите эту потребность и подумайте о том, чтобы отказаться от некоторых пабликов, сайтов или книг. Меньше в данном случае - лучше.
  • Кого вы читаете? Когда вы в последний раз читали статью, которая не нравилась, но при этом заставила задуматься о своей жизни? Выясните, какие авторы дают новый глоток свежей и полезной информации.
  • Является ли чтение лучшим способом учиться? Вы тратите время на то, чтобы поглощать информацию и оставаться в курсе событий или действительно хотите приобрести какой-либо навык?

Речь идет о том, чтобы стать избирательным в том, что читаете, а также разбавлять этот процесс, к примеру, .

Читайте осознанно и выделяйте время на впитывание информации

Как только вы уменьшили количество информации, которую поглощаете, и начали задумываться о том, что действительно важно, пришло время выяснить, что будет наиболее полезным.

Нужно превратить чтение в активный процесс, которым вы занимаетесь, избавившись от пассивного потребления. Создайте список тем, что интересуют больше всего. Этот совет может показаться странным, но именно при его помощи можно вывести себя из режима автопилота.

После этого определите оптимальную форму чтения: блоги, сайты, книги или журналы. Если решите уделять внимание электронным средствам, воспользуйтесь программами вроде Pocket, чтобы хранить нужную информацию под рукой и не нагромождать браузер лишними вкладками.

Создайте поток для вдумчивого чтения

Изменить свое отношение к тексту очень непросто и это требует большой практики. Вам не понадобится делать что-то невозможное, нужны лишь обычное терпение и бдительность. В конце концов, многие из нас читают с детства и приобрели вместе с этим некоторые негативные привычки, которые влияют на усвоение информации. А к ним вернуться очень легко.

Прежде чем добавлять новый сайт в свой список, убедитесь, что делаете это, чтобы действительно его читать. Если же возникает небольшое сомнение, лучше не делать этого, потому что в итоге вы будете перегружены информацией и станет только хуже.

Чтобы создать поток для вдумчивого чтения, для начала определите, каким количеством времени располагаете. Затем выберите несколько статей на те темы, которые вас интересуют. Расположите их в правильном порядке: вероятно какие-то из них должны быть прочитаны позже или раньше.

Не упускайте из виду свою цель: держать мысли свежими, оставаться восприимчивым, чтобы постигать и анализировать текст. Помните, что чтение должно обогащать жизнь, а не быть в тягость. Если скучно, нужно либо сменить свое отношение и восприятие, либо поменять тему или статью (книгу).

Пополняйте словарный запас

Чтобы научиться лучше усваивать информацию, нужно формировать свой словарный запас. Ведь если половина слов непонятна, тогда никакого смысла в ваших умственных трудах не будет.

Чем больше слов вы знаете, тем лучше понимаете текст, а также контекст, который в них заложен.

Кстати, о контексте. Изучая новые слова, старайтесь не механически их зубрить, а понимать, зачем они используются в тексте. Найдите несколько предложений с ними и перепишите в блокнот вместе с новым словом.

Чтобы улучшить словарный запас, требуется время - от этого никуда не деться. При чтении делайте заметки на полях для тех слов, которые появляются чаще всего. Изучайте контекст. Что они значат? Где и когда вы сможете использовать их?

Вот несколько простых стратегий для пополнения своего словарного запаса:

  • Читайте . Мы говорили о том, что нужно делать это осознанно. Но это не значит, что мало. Читайте книги на самые разные темы, прекратите смотреть телевизор и ролики на YouTube.
  • Делайте заметки . Всякий раз, когда найдете интересные слова, которые используются, чтобы легче описать что-либо, запишите их где-нибудь (лучше всего купите блокнот). Записывание поможет их запомнить.
  • Пишите . Когда вы попадаете в положение, в котором нужно что-то объяснять или обмениваться идеями, вы вынуждены использовать новые слова, чтобы другие понимали суть сообщения. Бросайте только что изученные слова в бой, жонглируйте ими.
  • Интересуйтесь чем-то новым . Многие из новых слов, которые вы учите, связаны с конкретными темами, поэтому попробуйте изучить различные области, о которых ничего не знаете.

Относитесь к тексту критически

Ирвин и Андерсон в книге Critical Literacy: Politics, Praxis, and the Postmodern ввели термин «критическая грамотность» (Critical Literacy). Это умение читать и писать посредством осознания своего, а также общественного опыта.

То, что мы говорим или делаем, отличает нас от остальных людей и определяет личность. Способность читать, анализировать и критиковать - это интеллектуальная деятельность, которую нужно освоить каждому.

Все мы в той или иной степени восхищаемся писателями, философами и бизнесменами, которые впечатляют своими мыслями. Они стали теми, кем являются, благодаря тому, что создали базу знаний, из которой затем выстроили свое уникальное мнение.

Люди пристрастны, когда пишут текст, поэтому не все написанное будет полезным именно для вас. Анализировать информацию нужно, чтобы научиться разделять манипуляции и личное мнение автора. Всегда есть несколько способов читать один и тот же текст .

Понимание текста увеличивается за счет улучшения вашего внимания и большей сосредоточенности на чтении:

  • Найдите тихое место, где сможете читать без отвлечений.
  • Выключите все гаджеты, которые могут помешать вдумчиво читать текст. Или наоборот, включите музыку без слов и используйте наушники.
  • Всегда помните, что понимание текста усиливается за счет словарного запаса (об этом мы говорили выше).
  • Быстро пробегитесь по основным разделам книги или статьи.
  • Выясните, на какие вопросы отвечает книга.
  • Выделите, а лучше запишите основные тезисы, которые прочли.
  • После прочтения книги или статьи запишите все свои мысли на бумагу. Сделайте это, особенно, если читаете несколько книг по одной и той же теме, чтобы сравнить представленные концепции и таким образом улучшить критическое суждение.

Позвольте информации направлять вас

Если вы читаете учебник или книгу, используйте несколько стратегий, чтобы информация направляла вас:

  • Перечитайте краткое резюме, введение и выводы.
  • Зайдите в Википедию или другую энциклопедию, чтобы закрыть все белые пятна, оставшиеся после прочтения книги.
  • Выясните, какие еще книги и статьи вам нужно прочесть, чтобы полностью понять тему. Если вы мало чего поняли из прочитанного, это не повод отчаиваться и сворачивать с дистанции.

Часто бывает, что мы читаем книгу на конкретную тему, после чего прекращаем ей интересоваться, хотя она и была полезной. Ройте дальше, углубитесь в предмет, не отпускайте его до самого конца.

Читайте, получая удовольствие

Совет может показаться слишком очевидным, но все ли ему следуют? Как часто вы наслаждаетесь тем, что читаете?

Начните читать книги, которые немного ниже вашего уровня интеллекта. Это не пораженческое настроение, а грамотная стратегия. Вам будет полезно усваивать легкий и понятный текст, особенно если тема сложная или не совсем приятная. Вы отвлечетесь от давления, расслабитесь и начнете наслаждаться полезной информацией.

Например, если хотите углубиться в науку, то начинайте с легких работ, которых сейчас очень много. Можно смотреть видеоролики, где все подробно объясняется. Нет смысла сразу брать академические труды - начните с чего-то попроще.

Развивайте беглость чтения

Вы замечали, что останавливаетесь всякий раз, когда видите запятую? А теперь представьте себе, что будете читать эту статью или книгу, делая паузу после каждого слова. Вероятно, вам будет сложно понять содержимое текста, не правда ли?

Трудно понимать текст, если вы читаете по словам, а не целыми предложениями. Вот для чего нужно развивать беглость чтения.

Беглость чтения - это то, насколько оно идет гладко. Слова должны течь естественным образом, как, например, во время разговора.

Как развить беглость? Многие слова в тексте являются на самом деле просто «зрелищными». Вы должны их прочесть, оценив контекст, но не нужно читать каждую букву. Не останавливайтесь, даже если смысл ясен не до конца. С практикой вы научитесь воспринимать целые предложения, не зацикливаясь на отдельных словах.

Один из лучших способов развить беглость чтения - приобрести навык .

Желаем вам удачи!