Техника активного слушания ребенка. Советы психолога. Как слушать ребенка? Или секреты активного слушания — Перестань капризничать, вполне приличная шапка


Очень часто причины детских переживаний и страданий прячутся не только в определенных действиях, контакте с окружающими. Множество стрессовых ситуаций в душе юного создания кроется в его эмоциональной сфере. Как же помочь своему ребенку и дать ему понять, что вы понимаете и слышите его. В этом поможет эффективная методика, которая в психологии называется "активное слушание".

Ранний возраст – важный период:

Дошкольный возраст является фундаментом становления личности, которая активно формируется именно в процессе общения. Главными людьми, которые влияют на развитие личности дошкольника, являются его родители. Именно они закладывают основу в становлении личности своего ребенка, являются примером для развития навыков общения своих детей. Одним из главных признаков отличной коммуникабельности является способность слушать и умение это делать на высоком уровне. На самом деле, не более 12% людей могут выслушать другого человека уравновешено, спокойно, вникая в тему разговора и качественно воспринимая услышанную информацию.
Общаясь, ребенок удовлетворяет свою потребность в том, чтобы быть понятым и принятым взрослым. Для детей очень важно, чтобы их слушали, слышали и понимали. Если родитель научится быть хорошим слушателем, успех в общении с ребенком ему обеспечен.
Вспомните случай, когда вас выслушивали так, что у вас появилось желание разговаривать с этим человеком, а по окончании разговора вас переполняло чувство облегчения, своей необходимости и ощущение важности своей персоны. Вероятно, что таких диалогов вы вспомните не слишком много.

Какой вы слушатель?:

Прежде чем приступить к осваиванию новой методики слушания вашего малыша, определите, есть ли у вас проблемы с восприятием собеседника. Для этого пройдите несложный психологический тест.

Необходимо правдиво дать ответы на вопросы теста. Если ваш ответ «да» - ставите 0 баллов, а если «нет» - 1 балл.

1. Заканчиваете Вы разговор со своим малышом, если тема Вас не интересует?
2. Перебиваете ли Вы своего ребенка?
3. Случается ли так, что Вы притворяетесь, что внимательно слушаете своего ребенка, а на самом деле думаете о чем-то другом?
4. Часто ли во время общения с ребенком в Вашей интонации можно услышать нотки иронии по отношению к малышу?
5. Вызывают ли у Вас чувство раздражения некоторые манеры малыша во время общения?

Если у Вас от 4 до 5 баллов - Вы хороший слушатель (но нет пределов совершенству), если меньше 4 – 5 баллов - необходимо развивать у себя навыки общения.

Основное предназначение слушания:

Слушая ребенка, вы выполняете такие основные задачи:

1. Осуществляете восприятие содержания информации, которую преподносит малыш;
2. Улавливаете и воспринимаете эмоциональное состояние вашего ребенка.

В процессе слушания необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Что говорит мой ребенок?» и «Как он говорит». Очень важно понять, что в этот момент переживает ребенок: нетерпение, раздражительность, может быть, он волнуется, испытывает равнодушие или имеет большое желание прекратить диалог.
Также очень важно постоянно осуществлять обратную связь: отражать информацию и чувства своего ребенка. Делать это правильно и логично родителям поможет очень эффективная методика «активное слушание», которая завоевала авторитет среди молодых родителей во многих странах и позволила вывести общение родителей и детей на новый высокий уровень.

Что такое активное слушание?:

Это способ слушания, при котором на передний план выступает полное отображение услышанной информации. Это такой вид восприятия своего малыша, при котором родители своими словами повторяют сказанное ребенком, тем самым давая ему понять, что они его полностью понимают и разделяют его проблемы и чувства.
Активное слушание подразделяется на нерефлексивное и рефлексивное.

Нерефлексивное слушание

Это самый простой способ слушания. Родители просто словесно отражают мысли и слова своего малыша. В процессе этого вида активного слушания широко используется очень внимательное молчание, а также минимальная реакция короткими словами по типу: «Ага», «Угу», «А?», «Так – так», «Давай дальше», «Да?», «Понимаю», «Правда?».

Рефлексивное слушание

Иногда только реакции словами недостаточно. Тогда необходимо вступать в разговор и высказывать свою, родительскую точку зрения, то есть перейти к следующему виду активного слушания - рефлексивному. Родитель просит у малыша пояснений, которые дублируют, обобщают, отражают его чувства. В этом случае рекомендуется активно использовать такие фразы: «Мог бы ты объяснить (пояснить)?», «Что бы ты хотел этим сказать?», «Мог бы ты еще раз повторить (напомнить)?».

Важным шагом в данном виде слушания является пересказывание. Это повторение своими словами содержания услышанного от своего ребенка. Взрослый перефразирует суть услышанного для того, чтобы малыш полностью оценил, насколько верно родитель его понял. Важно передать сказанное ребенком именно своими словами. Здесь активно используйте такие выражения: « Ты имеешь в виду…», «Насколько я смог тебя понять…», « Итак, ты думаешь…», «Другими словами, ты думаешь…».

Так взрослый показывает своему ребенку, что он полностью понял его сообщение. Если обсуждение темы затянулось, необходимо подвести итог такой фразой: «Если я тебя верно понял…». Необычайно важным считается отражение чувств ребенка. Одновременно родитель может выразить малышу свое искреннее сочувствие. Нужно обязательно в утвердительной форме назвать переживаемые ребенком эмоции и ощущения: «Ты обиделся (-лась) (раздражен, огорчен)», «Ты переживаешь…», «Понимаю, как тебе трудно», «Бедняжка, как же тебе досталось».

Рефлексивное слушание предполагает более активное общение с ребенком («Ты думаешь, что мальчик специально это сделал, чтобы тебя обидеть»).
Активно слушая ребенка, взрослый дает ему понять и почувствовать, что его поняли и что он не одинок в своей проблеме и переживаниях. Такой стиль общения помогает ребенку распознать собственные чувства и снять эмоциональное напряжение.  

Активное слушание поможет малышу быть понятным и очень близким родителям. Активно слушать малыша – это перефразировать информацию, которую кроха сообщил. Применяя эту методику, родители четко озвучивают чувства ребенка в утвердительной форме.

Вот некоторые примеры использования методики активного слушания между родителями и детьми:

Ребенок: «Она забрала у меня карандаш». Мама: «Ты обижена на нее».
- Ребенок: «Я не буду идти в детский сад». Мама: «Ты больше не желаешь ходить в детский сад».
- Ребенок: «Я не буду надевать этот костюм». Отец: «Ты не любишь этот костюм».

Родители, озвучивающие чувства и эмоции своего ребенка, всегда получают весьма неожиданные результаты.

Вот пример: отец заходит в комнату сына и обнаруживает сильный беспорядок. Отец: «Сынок, ты не навел порядок в комнате?» Сын: «Потом». Отец: «Ты не хочешь сейчас убирать». Сын: «Папа, ты у меня самый лучший!».

Чем полезно активное слушание?:

Дает возможность малышу осознать и понять свои ощущения;
Позволяет объяснить ребенку, что родители его принимают таким, какой он есть;
Это своеобразный способ влияния на малышей, который позволяет им найти решения собственных проблем самостоятельно.

Причины выбора активного слушания:

O Такой стиль общения помогает малышу побороть боязнь негативных чувств;
o Активное слушание создает теплые взаимоотношения между родителями и ребенком;
o Активное слушание помогает решить проблемы ребенка;
o Активное слушание помогает ребенку научиться прислушиваться к мыслям и идеям родителей;
o Активное слушание развивает в ребенке самостоятельности, воспитывает самоконтроль, ответственность и независимость.

Основные законы активного слушания:

Чтобы методика активного слушания стала по-настоящему эффективной и помогла наладить взаимоотношения со своим малышом, родители обязательно должны придерживаться следующих правил:

Родители должны соблюдать спокойствие;
- Родители должны иметь желание слышать своего малыша, проникать в его внутренний мир, понимать его чувства, а также искренне помочь ему в решении проблем, возникших в настоящее время;
- Родители должны научиться по-настоящему принимать все чувства и эмоции своего ребенка такими, какими они есть;
- Родители должны иметь полное доверие к своему ребенку;
- Родители не должны бояться проявлять все свои чувства по отношению к малышу;
- Воспринимайте своего ребенка как особенную уникальную личность;
- В процессе общения с ребенком проявляйте доброжелательность;
- Избегайте в общении с малышом личных оценок, постоянный упреков и замечаний к сказанному ребенком. Уважайте его точку зрения;
- Не задавайте очень большое количество вопросов;
- Давайте малышу достаточно времени подумать. Не подгоняйте и не торопите его;
- Оставьте в покое малыша в том случае, если вы заметили, что он не имеет желания в настоящее время общаться. Это нормально. Не упрекайте и не ругайте его за это. У детей, как и у взрослых, может быть разное настроение;
- Не критикуйте своего малыша или, в крайнем случае, делайте это очень редко! Тем более критиковать и поучать детей нельзя при посторонних.

Основное требование активного слушания к родителям: на время общения с ребенком отложите в сторону все свои чувства и мысли. Вы должны выслушивать только сообщение вашего малыша и максимально на нем сосредоточиться. Только в этом случае методика будет работать и ваше общение станет по-настоящему искренним (помните, что наигранность и неискренность дети очень сильно чувствуют).

Выдерживайте достаточные паузы, чтобы дать вашему малышу некоторое время побыть наедине с собой, своими мыслями и прислушаться к собственным чувствам.
Во время общения с ребенком, старайтесь расположиться таким образом, чтобы Ваши глаза были прямо напротив уровня глаз малыша (общение глаза в глаза).

Типичные ошибки родителей в процессе активного слушания:

Родители применяют методику активного слушания с целью манипулирования ребенком, стремятся сделать его послушным. Такое поведение весьма травматично для крохи. Со временем он начнет остерегаться родителей;
Родители не умеют принимать малыша без оцениваний. Они часто используют нравоучения. В результате такого общения ваш ребенок так и останется наедине со своими проблемами. Контакт с родителями так и не установится;
Родители делают акцент на отражении определенных событий, которые происходят с их ребенком, а не на проговаривании его ощущений, эмоций и чувств;
Родители активно слушают своего ребенка, не выражая никакого сочувствия и сопереживания;
Часто родители начинают использовать методику активного слушания в самое неподходящее время;
Родители притворяются, делают вид, что слушают своего ребенка;
Взрослые перебивают речь малыша;
Родители часто делают слишком поспешные выводы и заключения;
Родители задают малышу чрезмерно большое количество вопросов. Он попросту не успевает подумать, что на них ответить. А слишком маленькие дети попросту еще не умеют на них отвечать.

Все родительские ошибки во время использования методики активном слушании возникают при несоблюдении основных правил (законов) этого способа общения родителей и детей.

Что свидетельствует о положительном результате использования методики:

Полностью и бесследно исчезают все негативные переживания малыша;
- Ваш кроха начинает очень активно рассказывать о себе, он раскрывается перед родителями;
- Малыш делает первые и уверенные шаги в самостоятельном решении собственных проблем.

Дети дошкольного возраста, которые лишены нормального и полноценного общения со взрослыми, достаточно плохо развиваются как физически, так и психически.

Дети, имеющие проблемы такого характера - это результат неправильных взаимоотношений в семье!

Только в руках мудрых и неравнодушных родителей выбрать правильный и эффективный стиль общения со своими детьми, чтобы обеспечить им гармоничное развитие и счастливое будущее!


Государственное казённое учреждение для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи,

«Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

ГКУ Волгоградский ППМС - центр,

Ветютневское обособленное подразделение

Занятие с элементами тренинга для приемных родителей:

«Метод активного слушания

в детско-родительских отношениях»

Провела: педагог-психолог Е.В. Фалеева

х.Ветютнев, март 2017г.

Цели и задачи:

1. Помочь родителям овладеть способами личностно – ориентированного взаимодействия. Транслировать положительный образ ребенка.

2. Помочь родителям освободиться от деструктивного влияния негативных эмоций. Познакомить с типами родительских высказываний, мешающих активному слушанию.

3. Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Оборудование: плакаты на доске для выполнения заданий, маркер.

Участники: приемные родители.

Количество участников : группа по 10-15 человек.

Условия проведения: аудитория со свободной зоной.

Раздаточный материал : бланки для выполнения заданий.

Структура занятия: занятие проводится в режиме тренинга.

Занятие рассчитано на 1 - 1час 20мин.

Ход занятия

Хотелось бы начать наш тренинг с вопроса:

    "Одно дело слушать, а другое - слышать". Как вы понимаете это высказывание?

Слова "слушать" и "слышать" различаются глубиной самого процесса и отношением слушателя к собеседнику. Прежде всего, эти слова обозначают умение человека сосредоточиться, "превратиться в слух". На мой взгляд, "слушать" означает умение так реагировать на слова собеседника, чтобы он сам хотел вам о чем-то рассказывать, то есть дружелюбно, если нужно, то эмоционально реагировать на рассказ. Можно сказать, что при этом слушающий сам участвует в процессе, может перебивать и дополнять своего собеседника.

А вот "слышать" , означает умение слышать не мимолетно (случайно услышал), а именно слышать того, кто вам что-то рассказывает, вникая в суть его рассказа и слыша только то, что вам говорит собеседник. "Слышать" означает не домысливать самому рассказ, а воспринимать только ту информацию и только в той интерпретации, какую доводит рассказчик. Именно этот процесс делает возможным человеку слышать то, что ему нужно и запомнить воспринятое на слух. И когда порой говорят "услышь меня", имеют в виду именно умение слышать - то есть слышать то, что говорит собеседник, без своих правок и домыслов.

Слушать - процесс-действие, подразумевающее пассивное отношение, а слышать (особенно "услышать") - подразумевает активное действие, хоть и не всегда.

Сравните: "я слушал радио" и "я слышал, что по радио сказали...".

Упражнение «Психологическая скульптура»

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

Упражнение «Дистанция общения».

Инструкция: Участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжать вести беседу.

Информационная часть . Ведущий рассказывает о том, что слушание может быть пассивным (безмолвное) и активным (рефлексивное). Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать. Активное слушание создает отношения тепла, облегчает решение проблем ребенка. Приемами активного слушания являются: пересказ, отражение чувств, уточнение, резюмирование (подведение итогов) Пересказ – это изложение своими словами то, что сказал собеседник. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю».

Уточнение (выяснение) относится к непосредственному содержанию того, что говорит другой человек. Например: «Объясни, пожалуйста, что это значит?», «Не повторишь ли еще раз?»Уточнение следует отличать от выспрашивания. Выспрашивание может разрушить желание говорящего сообщать что-либо.

Отражение чувств – это проговаривание чувств, которые испытывает другой человек. «Мне кажется, ты обижен». «Ты чувствуешь себя расстроенным». Чувства надо называть в утвердительной форме, так как вопрос меньше вызывает сочувствия. Этот прием способствует установлению контакта, и повышает желание другого человека рассказывать о себе.

Проговаривание подтекста заключается в дальнейшем проговаривании мыслей собеседника. Оно не должно превращаться в оценивание.

Например: «Ты мог бы быть и поскромнее». Оценивание блокирует желание рассказывать о проблеме.

Резюмирование используется в продолжительных беседах и переговорах («Итак, мы договорились с тобой, что»).

Упражнение направлено на умение отражать чувства ребенка. Родителям предлагаются ситуации, а они должны описать чувства, которые испытывает ребенок и то, что бы они ответили ему в этих случаях.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган выбил у меня из рук портфель и все из него высыпалось.

Огорчение, обида.

Ты очень расстроилась, тебе было очень обидно.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой.»

Физическая боль, злость.

Тебе стало больно и ты разозлилась.

Обида

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Стыд, обида.

Тебе было очень неловко.

Страх, досада.

Ты испугалась, тебе стало жаль такую красивую чашку.

Информационная часть.

По мнению американского ученого Луизы Хей: «Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду».

Ведущий говорит о том, что в последнее время психологи выделили несколько типов родительских высказываний, мешающих активному слушанию. К ним относятся следующие:

    Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду». Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции». «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». «Сколько раз я тебе говорила!»

    Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!» «Опять все сделала не так!»

    Похвала.

    Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса». «Не будь лапшой».

    Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь..»

    Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?» «Что же все-таки случилось?»

    Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся.» «Не обращай внимания».

    Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя». «Вечно ты со своими жалобами».

Практическое упражнение: двое из родителей обыгрывают ситуацию, а остальным: попробуйте определить к какому типу ошибочных высказываний относятся ответы родителя:

Папа: «Ну успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Я пойду к маме».

Провести рефлексию после проведенного упражнения.

    «Что, может быть, вас удивило?»

Упражнение «Мама и ребенок»

Инструкция: Участники разбиваются по парам, в которых исполняют роли матери и ребенка. «Мама» должна выразить чувства к «ребенку», прикасаясь к его телу (от головы до ног) при этом необходимо сопровождать свои действия ласковыми словами. Через три минуты нужно поменяться ролями.

    Провести обсуждение, кем понравилось больше быть – ребенком или матерью? Почему?

    Почувствуйте тепло, которое разливается по вашему телу, мягкость и нежность.

Упражнение «Маленькому – защиту».

Инструкция: «Сядьте по удобнее, закройте глаза. Представьте себя маленьким ребенком 5 или 6 лет, загляните глубоко в глаза этому малышу. Постарайтесь увидеть глубокую его тоску и понять что это – тоска по любви. Протяните руки и обнимите маленького ребенка, прижмите его к своей груди. Про себя скажите ему, как сильно Вы его любите. Скажите, что вы восхищаетесь его умом, а если он делает ошибки, то это ничего, все их делают. Пообещайте ему, что вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо. Теперь пусть побудет ребенок маленьким, величиной с горошину. Положите его к себе в ладошку и прижмите к сердцу. Пусть он поселится там в самом уютном уголке. Сделайте это нежно и ласково. Наполните этот уголок голубым светом и запахом цветов. Почувствуйте себя любимым. Всякий раз, заглядывая в свое сердце и видя маленькое личико своего ребенка, отдавайте всю вашу, так важную для него любовь».

Домашнее задание родителям: понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось.

Попробуйте провести день без слов критики и упрека в адрес вашего ребенка. Замените их словами одобрения по любому поводу. Посмотрите на реакцию ребенка.

Обсуждение занятия, подведение итогов.

Знакомство с правилами работы в группе и их принятие.

    Максимальное доверие друг к другу. Первый шаг - единая форма обращения на «ты».

    Во время занятия говорить только о том, что волнует именно сейчас и обсуждать только то, что происходит «здесь» «сейчас».

    Во время сеанса говорить только о том, что думаете по поводу происходящего.

    Все, что происходит в группе ни под каким предлогом не выносить за её пределы.

    Во время общения подчеркивают только положительные качества человека, с которым работают.

    Внимательно слушать говорящего, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

Сегодня, когда я выходил из дома, мальчишка– хулиган ни за что, выбил у меня из рук портфель и порвал куртку.

Ребенку сделали укол, он плачет «Доктор плохой»

Старший сын говорит маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь».

Сегодня на занятии по математике я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все дети засмеялись.

Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой, моя чашечка».

Обыграть жизненную ситуацию

Папа

Психолог: Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну, успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

анализ

Обыграть жизненную ситуацию

Дочь

Психолог: Девочка пяти лет – отцу (плачет): «Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой. Нога теперь болтается».

Папа: «Да действительно, а как это случилось?»

Дочь: «Не знаю! Моя ку-у-колка моя…»

Папа: «Ну, успокойся, Давай что-нибудь придумаем».

Дочь: «Не могу, ку-у-колка моя…»

Папа (радостно): «О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом: симпатичный такой инвалидчик». (Улыбается)

Дочь (плачет сильнее): Не смейся. Я его тоже обижу».

Папа: «Что это ты такое говоришь! Чтобы я никогда таких слов больше не слышал!»

Дочь: «Я пойду к маме».

анализ

Типы родительских высказываний, мешающих активному слушанию:

    Приказы, команды. «Сейчас же перестань!» «Убери!» «Замолчи!»

    Предупреждения, предостережения, угрозы. «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!»

    Мораль, нравоучения, проповеди. Ты обязан себя вести как подобает. «Ты должен уважать взрослых»

    Советы, готовые решения. «Я бы на твоем месте дал сдачи!»

    Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции», «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз я тебе говорила!»

    Критика, выговоры, обвинения. «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!»

    Похвала.

    Обзывание, высмеивание. «Плакса-вакса», «Не будь лапшой».

    Догадки, интерпретации. «Небось, опять подрался» «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...»

    Выспрашивание, расследование. «Ну почему ты молчишь?», «Что же все-таки случилось?»

    Уговоры, увещевания, сочувствие на словах. «Успокойся», «Не обращай внимания».

    Отшучивание, уход от разговора. «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами».

  • Повторение - мать учения
  • Эмоции важнее слов
  • Диалог - основа взаимопонимания
  • Используйте язык тела
  • Будьте всегда на позитиве

Все дети разные: есть молчуны-тихони, а есть малыши-болтушки. Но, как ни удивительно, родители тех и других зачастую ведут себя одинаково: пропускают слова детей мимо ушей. Особенно обидно, что без внимания остаются действительно важные монологи, когда ребенок рассказывает о чем-то задевшем его, рассказывает громко, выразительно, эмоционально…

Да, возможно в этот момент вы устали, вам некогда, да, впечатлившие ребенка события кажутся маловажными. Но другого шанса услышать своего ребенка у вас может и не быть!

Почему трудно слушать детей

Дошкольники непосредственны и не в состоянии отложить общение до удобного момента. Если с супругом насущные проблемы вы можете обсудить, когда вам удобно, например, за ужином, с малышом этот номер не пройдет. Зачастую родители, застигнутые врасплох, просто не в состоянии выслушать его внимательно. Ребенка или просят замолчать, или реагируют на него как на фоновый шум, изредка вставляя реплики вроде «да что ты говоришь!»

Но в том и специфика дошкольного возраста, что спустя полчаса, когда вам будет удобно выслушать малыша, он уже ничего не расскажет, а ваши попытки настоять на диалоге только испортят всем настроение.

Позже, в подростковом возрасте, такое недоверие может стать критическим.

Активно слушать - это как?

Предположим, вы нашли время и силы, чтобы поговорить с ребенком. Но проблема качества разговора по-прежнему остается острой. Очень трудно (порой попросту невозможно) всерьез проникнуться историей про то, что машинка соседского мальчика завязла в песочнице, а кошка не захотела играть и убежала. Не стоит пытаться демонстрировать эмоции, которые вы не испытываете, наигранно ахать, охать и играть бровями - это выглядит неуместно даже с точки зрения трехлетнего ребенка. Как принять участие в разговоре, не изображая заинтересованность, но демонстрируя внимание и уважение к чувствам ребенка? Именно в этом поможет техника активного слушания.

Повторение - мать учения

Выстраивайте свои ответные реплики на основе фраз самого ребенка, «возвращайте» ему его слова. Так вы продемонстрируете, что слышите его, а заодно убедитесь, что правильно понимаете его рассказ. Если вы что-то поняли не так, ребенку будет проще вас поправить.

- Сегодня Маша делала куличики в песочнице и так сильно стукнула лопаткой, что она сломалась!

- Ты удивился, что лопатка сломалась?

- Я не хочу носить в школу эту рубашку!

- Тебе не нравится рубашка, потому что в ней неудобно, или кто-то из друзей расстроил тебя, сказав, что она тебе не идет?

Обратите внимание, в ответной реплике мамы всегда используются те же слова, что и в рассказе ребенка. Это универсальное правило, которое поможет не только в общении с ребенком, но где угодно: при серьезной беседе с супругом, начальством, подчиненными, бизнес-партнерами…

Второй прием, который использован в этих диалогах - обозначение мамой чувств ребенка.

Эмоции важнее слов

Постарайтесь определить, какие эмоции испытывает ребенок и помочь ему их осознать. Полезно констатировать то, что вы видите: «Ты расстроен, ты счастлив, ты удивился, ты обижен»… Если вы неправильно поняли ребенка - не страшно, он вас поправит.

Это покажет, что вы не просто внимательны к ребенку, вы действительно ему сопереживаете. Но главное, вы поможете ребенку справиться с негативными чувствами, обучив его превращать раздражение, злость, зависть в грусть.

Наконец, бывает, что ребенок не может или не хочет вдаваться в подробности произошедшего. Так нередко бывает во время детских ссор: ребенок сообщает, что он больше не играет с Леной или не дружит с Петей, и на этом все. Не вытягивайте из него историю силой, без конца задавая вопросы «что случилось?» и тому подобные. Уважайте его личные границы.

Лучше покажите, что вы понимаете чувства ребенка, обозначьте их и продемонстрируйте свое отношение.

- Я вижу, что ты расстроен, мне очень жаль.

- Ты огорчен, я понимаю, как тебе тяжело.

- Ты злишься, думаю, у тебя есть для этого серьезные причины.

Диалог - основа взаимопонимания

Не исключайте ребенка из беседы! Не раздавайте оценок, не подменяйте его чувства своими, бесконечные замечание тоже неуместны. Помните, ваша задача - активное, но все-таки слушание. Зачастую тревожная мама, услышав, что ребенок больше не дружит с Леной или Васей, тут же снабжает их (а так же их родственников) самыми нелестными характеристиками, сообщает, что она рада такому повороту событий, и даже разрабатывает на скорую руку план изощренной мести бывшему другу за нанесенную обиду. Ребенку и его чувствам здесь просто нет места!

Не торопите малыша, не перебивайте, не теребите. Дайте ему подумать и сформулировать свои мысли.

Используйте язык тела

Важно показать ребенку, что вы открыты для разговора. Иногда для построения эффективной коммуникации бывает достаточно просто правильной позы!

Располагайтесь на одном уровне с ребенком, чтобы ничто не затрудняло контакт глаза в глаза. Смотрите на ребенка - не в сторону, не на дверь, не на закипающее молоко! Расслабьтесь, постарайтесь не скрещивать руки и ноги, это невербально «закрывает» вас в общении.

Не помешает тактильный контакт. Малыша можно посадить на колени, подростка - приобнять за плечи или взять за руку.

Будьте всегда на позитиве

Не позволяйте ребенку излишне драматизировать ситуацию, уменьшайте накал страстей. Анализируйте его речь на уровне слов.

Слово «дурак» всегда можно непринужденно поправить на «глупый», «глупый» - на «не слишком сообразительный», «несообразительный» поправить на «замешкавшийся». Эти совершенно незначительные поправки даже малышу помогут успокоиться и переоценить произошедшее, окинув ситуацию свежим взглядом!

Не стоит думать, что если вы начнете эхом повторять последние фразы ребенка, то сотворите педагогическое чудо; более того, технику активного слушания практически невозможно освоить с первого раза. Но в итоге она принесет вам даже больше пользы, чем вашему ребенку. Он-то в конце концов найдет, кому выговориться. А вот у вас есть весьма ограниченное количество попыток услышать и понять своего ребенка. Используйте их с толком!

Лариса Меньшикова
Методы активного слушания ребенка.

Активное слушание

Активно слушать ребёнка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Активное слушание - способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует , что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника - означает :

Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;

Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания :

Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар» .

Правила активного слушания :

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт : глаза собеседников находятся на одном уровне.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.

Правила беседы по способу активного слушания .

Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка , обязательно ПОВЕРНИТЕСЬ К НЕМУ ЛИЦОМ. Очень важно также, чтобы ЕГО И ВАШИ ГЛАЗА НАХОДИЛИСЬ НА ОДНОМ УРОВНЕ. Если ребёнок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребёнка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза- первые и САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ о том, насколько вы готовы его слушать и услышать . Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо "читает" ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том.

ВО-ВТОРЫХ, если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ.

В-третьих, очень важно в беседе "ДЕРЖАТЬ ПАУЗУ". После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребёнка - может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребёнок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать - в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-ЧЕТВЁРТЫХ, в вашем ответе также иногда полезно повторить, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом ОБОЗНАЧИТЬ ЕГО ЧУВСТВО.

Пример активного слушания (пример взят из книги Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком - Как ):

МАМА : Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ : Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА : Ты же целый день с ребятами в саду играешь. (Вспоминает активное слушание .) Ты чувствуешь себя одинокой.

ДОЧЬ : Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА : Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ : Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА : Ты на него сердита.

ДОЧЬ : Он мою игру поломал!

МАМА : И ты расстроилась.

ДОЧЬ : Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА : Было больно. (Пауза.)

ДОЧЬ : Больно, а тебя нет!

МАМА : Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ : Я хотела с тобой пойти.

МАМА : Пойти. (Пауза.)

ДОЧЬ : Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Практика активного слушания .

Среди основных приемов, используемых при активном слушании , можно выделить следующие :

поощрение собеседника ("Да-да", "Очень интересно", "Я вас слушаю " и т. п.) ;

уточнение ("Что вы имеете в виду, говоря о. ?", "Что значит. ?" и т. п.) ;

дословное или почти дословное повторение слов собеседника ("Если я правильно вас понял, вы предлагаете. ", "То есть вы считаете, что. ");

выражение сопереживания, понимания чувств собеседника ("Я понимаю ваше состояние ", "Ваше возмущение можно понять ") ;

выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника ("Таким образом, можно сделать вывод о том, что. ", "Вы хотите сказать, что. ", "Итак, подводя итоги. " и т. д.).

Действие Цель Как сделать Примеры

Поощрение 1. Выразить интерес

2. Поощрить другого человека говорить. не соглашайтесь, но и не спорьте

Используйте нейтральные слова, интонацию "Да-да. ", "Я вас слушаю ", "Очень интересно", "Не могли бы вы рассказать мне об этом больше?"

Дословное или близкое к тексту повторение всей фразы или ее части 1. Показать, что вы слушаете и понимаете , о чем идет речь

2. Проверить ваше понимание и вашу интерпретацию. переспрашивайте, по-своему формулируя основные предложения и факты "То есть вы хотели бы, чтобы ваши сотрудники больше доверяли вам? Не так ли?"

Уточнение 1. Помочь вам прояснить сказанное

2. Получить больше информации

3. Помочь говорящему увидеть другие аспекты. задавайте вопросы "Когда это случилось?", "Что вы имеете в виду, говоря о. ?", "Что значит. ?"

Выражение сопереживания 1. Показать, что вы понимаете, что может чувствовать другой человек

2. Помочь другому человеку оценить собственные чувства

3. Признать значимость чувств и переживаний собеседника. показывайте, что вы понимаете чувства другого человека

Признайте значимость проблем и чувств собеседника "Вы, кажется, очень расстроены?", "Мне кажется, вам не нравится эта работа"

Подведение итогов 1. Свести воедино важные факты и идеи

2. Создать основу для дальнейшего обсуждения. заново сформулируйте основные идеи "Так значит, этот вопрос является для вас второстепенным?"" "Итак, подводя итог сказанному. "

Публикации по теме:

Родительская конференция как форма активного включения семей в развитие и воспитание детей дошкольного возраста В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

Решение задач ФГОС посредством активного внедрения интерактивных игр в воспитательно-образовательный процесс Главной целью моей работы является повышение уровня познавательного развития у детей дошкольного возраста через использования интерактивных.

Реферат «Формирование активного словаря на основе расширения глагольной лексики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией» Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике.

Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей Игры и рекомендации для развития активного словаря малышей Создание потребности подражать слову взрослого - ответственный момент в логопедической.








Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лёжа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.


Если вы беседуете с расстроенным или огорчённым ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например: Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! Родитель: Ты на него обиделся. Возможные неправильные реплики: -А что случилось? -Ты что, на него обиделся? Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.




В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство. Сын (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! Отец: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного) Сын: Да, не хочу… Отец (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).


Три результата активного слушания. 1.Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. 2.Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше. 3.Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.






Домашние задания. 1.Перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу «чувства ребёнка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребёнка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Пока не думайте о вашем ответе. Ситуация и слова ребёнкаЧувства ребёнкаВаш ответ 1. (Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось». 2. (Ребёнку сделали укол, плачет): «Доктор плохой!». 3. (Старший сын – маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». 4. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись». 5. (Ребёнок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». 6. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!». 7. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!». Огорчение, обидаТы очень рас- строилась, и было очень обидно.


Задание второе. Запишите в третьей колонке ваш ответ на слова ребёнка. Обозначьте в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает. Задание третье. Начните то же делать в вашем повседневном общении с ребёнком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.