Развивающие задания для 4 летних детей. Логические и занимательные задачи (300 задач). Компьютерные игры для развития логики

Когда ребенку исполняется 4-5 годиков, многие родители начинают всерьез задумываться о дошкольной подготовке малыша. Ведь первый класс уже не за горами, а к этому времени кроха должен научиться читать, хорошо владеть карандашом и ручкой, освоить азы математики. Конечно, начинать подготовку лучше заблаговременно, это позволит малышу получить необходимые знания и не потерять интерес к учебе в дальнейшем.

Кстати, по поводу интереса: проводя развивающие занятия для детей 4-5 лет, не нужно забывать, что в этом возрасте карапузы продолжают изучать мир посредством все той же верной спутницы детства – игры. Также процесс обучения должен предполагать смену рода деятельности и выявление таланта.

Несколько подробней о том, как грамотно организовать развивающие занятия для детей 4-5 лет дома, как расставить приоритеты, раскрыть потенциал и пробудить интерес к учебе, мы поговорим в этом статье.

Развивающие занятия для дошкольников 4-5 лет

Да, ваш малыш заметно подрос и повзрослел, он во всем старается проявить самостоятельность и тем самым заслужить похвалу родителей. Но не стоит забывать, что он еще ребенок и нуждается в правильном распорядке дня и полноценном дневном отдыхе. Поэтому любые развивающие занятия, особенно с уклоном на развитие логики, тренировку внимания и памяти, лучше проводить в утренние часы. Также в первой половине дня лучше заняться изучением букв, чтением и точными науками, то есть математикой. Все занятия должны проводится в игровой форме, дружественной и непринужденной атмосфере. Поэтому взрослым необходимо заранее приготовить специальные дидактические материалы, составить план действий и запастись терпением.

Занятие на развитие речи можно провести во время прогулки. Например, не спешно прогуливаясь в магазин, можно разучить насколько простых стишков, или вместе придумывать слова на заданную букву.

Должное внимание в процессе обучения должно отводится творчеству. лепка, рисование, складывание композиций из мелких предметов развивают мелкую моторику, фантазию и воображения ребенка. Кроме того, такие занятия способствуют раскрытию таланта и стабилизации эмоционального состояния малыш.

По прежнему в приоритете у родителей должно оставаться физическое развитие ребенка: ни в коем случае нельзя игнорировать прогулки на свежем воздухе и активные игры. У многих деток в этом возрасте появляются свои увлечения. Будет замечательно, если малыш начнет посещать спортивные Так девочек могут заинтересовать занятия танцами, гимнастикой, а мальчикам придется по душе плавание, теннис. Начиная с 5-ти лет, юные защитники могут начать постигать азы техник восточных единоборств.

Примеры развивающих занятий и игр для детей 4-5 лет дома?

В наши дни возможности родителей практически не ограничены. В специализированных магазинах или в интернете можно найти дидактические материалы, различные игры, с помощью которых проводить детские развивающие занятия для деток от 4-х лет можно легко и непринужденно.

Каждый родитель хочет, чтобы его малыш был развитым и любознательным с детства. Чего только не делается для достижения этой цели: покупается бесчисленное множество книг, решебники для самых маленьких, игрушки и раскраски. Сейчас найти задания для ребенка 4-5 лет очень легко, и в нашей статье собраны только самые лучшие упражнения, направленные на улучшение речи и общие развивающие задачи.

Задания на логику - одни из самых важных для детей

Помогает ребенку всю его жизнь. Именно благодаря хорошо развитой логике малыш не попадает в детские «передряги» и не совершает поступков, за которые его потом могут наказать. Логические упражнения - первое, с чего нужно начать развитие ребенка 4-5 лет.

Задания могут быть разными, самыми популярными были и до сих пор остаются загадки. Например:

1.Серый мохнатый зверь,

Бегает на четырех лапках,

Любит молочко, поверь,

И все делает украдкой.

2. Эту зверюшку не любят,

Вечно боятся, визжат и ловят.

Никто ее и в магазине не купит,

Ее называют обедом котят.

Как думаешь, кто это?

3. Маленькая птичка

В сером пиджачке

Не снегирь, не синичка,

Кошки его гоняют, а он крохи собирает.

Очень важно общаться с ребенком во время выполнения заданий, подсказывать, задавать вопросы: "Ты знаешь, кто это? Какие у тебя мысли?". Развивающие не должны быть очень сложными. На начальных этапах можно показывать картинки с ответом после прочтения загадки.

Второй тип логических заданий - нахождение пары, к примеру, кошка - котенок, коровка - ? (теленок, решается по принципу: мама и ребенок); рубашка - галстук, брюки - ? (ремень, решается по принципу: то, чем вещь подвязывается сверху); курица - яйцо, пчела - ? (мед, решается по принципу: что животное дает человеку). Этот ряд может продолжаться бесконечно, даже сам родитель может создавать подобные задания для малыша.

Задания для ребенка 4-5 лет типа паззлов - это еще один действенный и интересный способ помочь ребенку в освоении логики.

Развиваем речь

Задания для ребенка 4-5 лет также должны включать в себя комплекс Однако для начала следует узнать, произношение каких звуков нарушено, и только после этого подбирать задачи.

Самым действенным способом отработать пропадающие или не поддающиеся произношению звуки является произношение слов за родителем. На каждый звук по 3 слова (проблемная буква должна находиться в начале, середине, конце).

[C] - сумка, весло, квас;

[З] - заяц, козлик, воз;

[Ш] - шаг, пешеход, камыш;

[Ж] - жираф, пожар, экипаж;

[Щ] - щегол, ящерица, плющ;

[Л] - лиса, платок, крокодил;

[Р] - рак, мордочка, шар.


Благодаря нахождению звуков как в сильной, так и в слабой позиции малыш поймет, что слово не всегда произносится так, как пишется. Также можно отработать каждый звук отдельно, начиная с глухих и заканчивая звонкими, сложными, такими как [Р].

Родители сами могут составить логопедические задания. Для детей 4-5 лет отлично подойдут темы животных и мультфильмов. Не надо забывать, что упражнение - это не скучный урок, на котором чадо будет засыпать, а веселое занятие, помогающее ему поставить свою речь.

Общее развитие

В возрасте 4-5 лет ребенок уже должен знать основных животных: волка, лису, медведя, зайца, белку, кошку, собаку и т. д. Еще малыш с трудом, но все же должен знать месяцы. Сначала можно показывать ему карточки-ассоциации, например, в декабре - елка, Новый год, в марте тает снег, распускаются подснежники, в июне светит солнышко, школьники на каникулах, а в сентябре ученики, наоборот, отправляются в школу. Такие незамысловатые задания для ребенка 4-5 лет поначалу будут казаться сложными, но ведь он только учится, познает мир, поэтому не стоит в случае неудач ругать его или наказывать - после нескольких занятий он сам всему научится.

Маленькие дети не всегда умеют завязывать шнурки, не различают право и лево, не знают дней недели и др.

Здесь опять же помогут наглядные картинки, показывающие тот или иной процесс. Эти карточки можно распечатать или же нарисовать вместе с ребенком. Дни недели, например, изобразить в виде дерева с ветвями-днями; для того чтобы научиться различать право и лево, нарисовать человечков, которые смотрят то в правую сторону, то в левую (можно придумать подвижные игры-поиски, например, повернуть направо, идти прямо, повернуть налево, а в конце малыша должен ждать сюрприз).

Важность занятий с малышом

Разнообразные задания для ребенка 4-5 лет крайне важны, ведь именно в этом возрасте он познает мир, открывает для себя новое и изучает то, что пригодится ему на протяжении всей жизни. Задача родителей - помочь своему чаду достичь результатов в развитии и привить ему любовь к знаниям.

Логика - важнейший элемент в умении ребенка мыслить и учиться. В возрасте 4-5 лет дети могут с большим удовольствием играть в логические игры.
Взрослому нужно стараться, чтобы занятия проходили интересно, весело. Интерес — лучшее побуждение. Не стоит спешить и торопить малыша, нужно дать ему время подумать, высказать свое мнение. Так ребенок научится рассуждать вслух, видеть логику решения, давать обоснованные ответы.

Графические логические задачи.

Речевые логические задачи.

Разноцветные кораблики

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.

Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
О чем рассказала мама сыну?

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

Автьр: И.А. Паничев

Что за зверек?

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?

***
Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?

Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.
Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?

Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась.
А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые. Что здесь произошло?

У 4-5-летних детей нужно формировать следующие мыслительные операции:

  • анализ;
  • синтез;
  • классификацию;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • порядок действий;
  • ориентировку в пространстве.

Также нужно обращать внимание на развитие речевых навыков дошкольников (рассуждение, объяснение причин, использование отрицательных конструкций в речи), воображения, внимания. Нужно стремиться, чтобы ребенок учился проговаривать объяснять, какие он совершает действия в процессе игры, занятия и почему он делает именно так.

Однако следует помнить, что основным видом деятельности дошкольников остается игра, поэтому любые развивающие задания основываются именно на ней. Также важно понимать, что дети развиваются в разном темпе, и даже ребятишки одного возраста, находящиеся в одной группе, требуют, чтобы им предлагались игры разной степени сложности.

Для менее развитых детей 4-5 лет подойдут такие игры, как:

  • лото;
  • мозаики (крупные, магнитные);
  • игры с парными изображениями;
  • наборы кубиков (до 9 штук в каждом);
  • конструкторы;
  • развивающие игры («Сложи фигуру», «Сложи узор» и т.п.);
  • модульные наборы;
  • «шнуровки» для составления орнамента, пришивания деталей;
  • наборы из пластмассы, в которых имеются предметы разных геометрических форм, размеров, окраски.

Для детей 4-5 лет средней степени развития можно предлагать дополнительно следующие задания и игры на формирование логического мышления:

  • наборы на то, чтобы ребенок мог сравнивать различные предметы (по цвету, материалу, назначению, форме, размерам);
  • задания, в которых необходимо воспроизвести целое из отдельных фрагментов (паззлы, «Танграм»);
  • игры, играя в которые, дети могут группировать предметы или их изображения по свойствам, характеристикам.

Порядка 10-15% всех детей обычно опережают сверстников в развитии, поэтому для них следует подготовить игры на опережающее развитие, чтобы детям не было скучно в своей возрастной группе. Это могут быть наборы для моделирования и конструирования, более сложные паззлы, счетные палочки и др.

Типы заданий на развитие логического мышления детей 4-5 лет

С использованием дидактических игр

  • Сравни предметы по форме. Какую форму имеют предмет? Чем они похожи и различаются?

Отвечать на эти вопросы ребенок может, сравнивая как объемные предметы, так и рассматривая их изображения на бумаге (можно напечатать их на специальных карточках).

  • Сгруппируй предметы по общему признаку. Каким одним словом можно назвать несколько предметов? (Например, группы мебели, посуды, овощей, фруктов, продуктов, одежды, частей тела, лица).
  • Составь единое изображение из фрагментов, частей по образцу (паззлы, «Танграм», мозаика) или по своему желанию (мозаика).
  • Составь предметы по убыванию, возрастанию разных признаков. С какого надо начать? Какой следующий? Почему? Как ты это определил?
  • Восстанови правильный порядок размещения предметов. Объясни, почему нужно сделать именно так. Что было раньше? Что произошло потом? Чем закончилась сказка, история? Например, используя карточки, на которых напечатаны иллюстрации к знакомой малышу сказке или истории. Или сначала взрослый читает детям какое-либо художественное произведение, а потом предлагает разложить на столе картинки в соответствии с порядком событий в тексте. Для воспроизведения порядка событий подойдут сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и пр.
  • Какой предмет нужно расположить в ряду других предметов?
  • Установи соответствие, выбери нужный предмет, объясни, почему именно такой выбор нужно сделать?
  • Подбери пару каждому предмету. Какие предметы не имеют пары?
  • Раздели предметы на три группы. Что между ними общего и чем они различаются? Каким одним слово можно назвать каждую группу предметов?
  • Какой фрагмент нужно вставить в картинку?
  • Что не дорисовал художник в этих предметах? Дорисуй картинки.

Игры, развивающие пространственное воображение

  • Построй по образцу (схеме, чертежу) или по своему желанию. В этом случае применяются различные строительные элементы или наборы: кубики, бруски, пирамидки, шары. При выполнении этого типа заданий у ребенка развиваются такие логические мыслительные операции, как сравнение, синтез (т.е. воспроизведение объекта).
  • Задания со счетными палочками помимо логического мышления усиливают мелкую моторику рук, представления о пространстве и расположении в нем предметов, фантазию. Также нелишним будет обращать внимание детей на форму, размер, цвет и количество счетных палочек. В крайнем случае, палочки можно заменить спичками.
  • Выложи фигуру (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник).
  • Пересчитай, сколько тебе понадобилось палочек.
  • Построй фигуру по образцу.
  • Придумай и выложи фигуру.
  • Назови геометрические фигуры, из которых составили большое изображение.
  • Сколько в нем геометрических фигур? Углов?

К заданиям из палочек можно подобрать короткие рифмованные тексты. Они легко запоминаются, развивают память.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры развивают логическое мышление, тренируют память и внимание, мелкую моторику рук, воображение и творчество. Также они позволяют малышу сориентироваться в пространственных категориях: левый, правый, верх, низ. Для пальчиковых игр обычно подбирается рифмованный текст: дети его легко запоминают, а потом пытаются инсценировать и другие небольшие тексты.

К примеру:

Пальчик - пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Словесные игры и задания

Загадки нужно подбирать таким образом, чтобы в них использовались несложные сравнения, метафоры. Отгадать ребенку будет легче, если отгадка будет рифмоваться с загадкой.

Например:

С неба падают зимою
и кружатся над землею
легкие пушинки
белые… (снежинки).

Характеристики предметов в заданиях на развитие логическое мышление для детей 4-5 лет — загадках — выражаются прямым значением слов, максимально четко, без иносказаний.

Брови дугой,
нос кочергой,
на голове колпак,
а сам — весельчак. (Петрушка)

Белая вата
Плывет куда-то
Чем дождик ближе —
Тем вата ниже. (Облака)

И зелен, и густ —
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать. (Лук)

Гость гостил,
На реке мост мостил.
Без гвоздей и топора,
Без молота и долота. (Мороз)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь. (Клубок)

Такие сравнения, образы близки и понятны детям 4-5 лет из-за внешней схожести предметов и доступного языка.

Для того чтобы отгадать загадку, ребенок выполняет несколько последовательных мыслительных операций, свойственных логическому мышлению.

Конечно же, все детки разные и развитие каждого крохи строго индивидуальное. Но все равно существуют некие общие нормы, которым малыши должны соответствовать. В основном это нужно для того, чтобы контролировать, не отстает ли в развитии ваш малыш.

Существует определенный набор действий, которые детки должны уметь делать, когда им исполнится 4 годика или 5 лет. Для ребенка является нормой, если он уже может:

  1. Назвать продемонстрированные ему карточки с изображениями овощей, фруктов, ягод.
  2. Продемонстрировать знания насекомых и рассказать, как кто прыгает, летает или ползает.
  3. Рассказать, где какие домашние животные нарисованы на картинках задания или на страницах раскраски.

А тому же у ребенка уже должны быть следующие навыки:

  1. Малыш кушает ложкой и вилкой, застегивает пуговки, молнии на одежде, а также умеет завязывать шнурки на обуви.
  2. Может выполнить задания, где нужно нанизать крупные бусины на нитку.
  3. Легко проводит линии карандашом на бумаге.
  4. Может разукрашивать раскраски ровными прямыми линиями, не заходя за контуры рисунка.
  5. Малыш знает, где у него правая и левая рука.

Учимся считать и писать

Чтобы научить детей 4-5 лет писать дома, лучше всего использовать прописи. Вы можете купить для ребенка специальную тетрадь, в которой будет самые разнообразные прописи. Суть задания для детей состоит в том, чтобы посмотреть на букву или цифру, которая указана в начале прописи, обвести ее по пунктиру и потом написать до конца строки прописи самостоятельно.

В современном мире прописи можно найти не только в тетрадях, которые собирают в себя такие развивающие упражнения. Вы легко можете найти прописи в интернете и распечатать в любом количества для ребенка. Это будет намного дешевле, чем покупка специализированной тетрадки.

Научить малыша считать можно при помощи картинок, где нужно сосчитать нарисованные предметы. Обычно может быть нарисовано до десяти одинаковых предметов, и суть задания не сводиться только к счету. Помимо того, что нужно сосчитать предметы, их надо бы еще раскрасить, а, возможно, и что-то дорисовать. Такие задания не только учат считать, но и прекрасно подходят для развития фантазии.

Различаем цвета

Чтобы у детей 4-5 лет появился навык различения цветов, им прекрасно помогут развивающие карточки на которых нужно что-то дорисовать и указано, какими цветами карандашей это можно сделать.

Мультфильм про Бульдозер. Учим цвета. Мультик раскраска про Грузовичка Леву

Также очень интересным вариантом такого упражнения станут разукрашки и задания к ним. Малышу нужно будет, к примеру, раскрасить зверушек на картинке. Того, кто находиться справа на рисунке раскраски, нужно раскрасить синим, того, кто посередине – желтым, а того кто слева – зеленым.

Различение цветов можно соединить с изучением цифр. Можно попросить малышей сосчитать героев карточки и назвать, каким они раскрашены цветом. Также в условии карточки- раскраски может быть написано, что нужно посмотреть на рисунок, который поделен на отдельные части и на этих частях проставлены цифры. Каждая цифра соответствует цвету, который записан в условии карточки. Нужно раскрасить картинку в соответствии с условием.

Логическое мышление

Чтобы у деток развивалось логическое мышление, им нужно предлагать следующий набор заданий:

  1. Картинки, между которыми нужно найти сходства и отличия.
  2. Посмотреть на рисунок-пример и дорисовать то, чего не хватает в фигурках или других героях. Так малыш научится рассматривать и следовать образцу.
  3. Малышам предлагается соединить линиями предметы, которые образовывают логические пары. Например, зубную щетку и зубную пасту, чашку и блюдце и т.д. Вариацией могут быть развивающие карточки для дома, где малыш должен установить логику событий по картинкам.
  4. Упражнение для детей 4-5 лет «лабиринт» также хорошо себя зарекомендовало. Сначала можно водить карандашиком по рисунку, а позже можно отложить карандашик в сторону.

  1. Сравнение того, какой предмет длиннее, а какой короче – также прекрасно задание для ребенка. Оно легкое, но при этом тренирует наблюдательность и логику. По этому типу можно использовать также рисунки больше-меньше, выше-ниже.

Развитие речи

У ребенка 4-5 лет словарный запас достигает тысячи слов, и он уже умеет строить длинные фразы из 6-8 слов. Чтобы развивать речь детей 4-5 лет дома, вы можете попросить малыша описать нарисованный на картинке предмет, назвать его цвет, форму, сказать съедобный он или не съедобный и т.д.

Игры для развития речи у детей 4 – 5 лет

Чтобы речь развивалась, можно изучить с крохой слова коротенькой песенки и петь вместе. Можно использовать картинку животного и называть части тела животного, но вы обязательно следите за тем, чтобы малыш называл все правильно.

Развивающие картинки с несколькими овощами и фруктами тоже придут на помощь. Попросите кроху найти фрукт по описанию. Например, на картинке нарисована груша, апельсин и яблоко, а вы скажете, что фрукт оранжевый, кисленький и круглый.

Раскраски для детей

Раскраски для детей бывают абсолютно разными. Вы можете приобрести своему малышу картинки с его любимыми персонажами мультфильмов, можете распечатать ему развивающие раскраски с заданиями самостоятельно, а также даже можете скачать специальные программы для разукрашивания картинок на компьютере. Последние, программы для компьютера, используйте с осторожностью, так как за монитором крохе нельзя проводить более десяти минут в день.

Разукрашивать раскраски. Для детей раскраски Лошадка

Если вы знаете, что кроха будет капризничать, лучше воздержаться от использования программы, а использовать старые-добрые фломастеры, цветные карандаши, краски и бумажные контурные рисунки дома. Чтобы крохе было интересно раскрашивать, можно в процессе придумать стишки или развивающие песенки про героев рисунка.

Развитие внимания у детей

Чтобы внимание деток развивалось, предложите им интересные задачки, к примеру:

  1. Показать ребенку картинку, где одно изображение расположено зеркально другому, точно такому же. Найдите отличия в картинках и раскрасьте их.

  1. Предложить малышу картинку, где нарисованы буквы, и попросить его раскрасить одинаковые буквы.
  2. Найти одинаковые предметы на картинке и раскрасить их.
  3. Соединить точки и посмотреть, что получиться на рисунке.
  4. Нужно посмотреть на героев рисунка и найти, чья тень кому принадлежит.

Математика для малышей

Азы счета и такой науки как математика ребенок должен познавать с детства. Первыми заданиями может стать счет героев изображения, по позже задачи должны усложниться.

Малыш должен научиться сравнивать два рисунка и указывать, где больше или меньше предметов. Также легко может изучаться математика, в частности сложение и вычитание при помощи линейки. Кроха легко сложит 2+2, 1+3 и та так далее, если у него будет настоящая или нарисованная линейка.

Решаем примеры на сложение 2+1=3. Веселая математика для детей. Короткие стихи

Кроха может получить первые знания по геометрии еще в пятилетнем возрасте, если будет рассматривать картинки, где изображены плоские и объемные фигурки. Он сможет показать, где какие, и тогда позже, в школе, математика не покажется ему трудным делом.

Также математика легко изучается на примере рисунков, где нужно сосчитать геометрические фигурки и назвать их цвет. Чтобы математика запомнилась лучше, вы можете вместе с крохой сочинять про нее песенки и петь их в перерывах между заданиями.