Конспект народная игрушка 2 младшая. Конспект занятия во второй младшей группе. Русская народная игрушка «Матрешка. Дидактическая игра «Чья птичка улетит дальше?»

Г. Астрахань
МБДОУ № 52 «Росинка»
Воспитатель
Федорова Ольга Павловна


Конспекты занятий
по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».


Тема: Две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка.
(2-ая младшая группа)


Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для того или иного вида художественного промысла особенности. Упражнять в умении последовательно собирать разрезные матрёшки, учитывая роспись. Учить различать по размеру, развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческую активность, внимание. Воспитывать интерес детей к народному творчеству.

Материал: наборы матрёшек Семёновские и Полхов-Майданские, плоскостные разрезные матрёшки, маленькие матрёшки на каждого ребёнка, пластмассовая прозрачная матрёшка, крупа: пшено и рис красный, крашенный, Дуняша – кукла, старичок-лесовичок, ТСО-музыка.

Литературный ряд: потешки, загадки, стихотворения.
Предварительная работа: экскурсия в музей ДОУ, знакомство с Дуняшей, матрёшкой; рассматривание альбомов и иллюстраций «Народная игрушка», заучивание стихотворений про матрёшку.


Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости.
- Посмотрите, а кто ещё к нам сегодня пришёл в гости? Дуняша! (воспитатель обращает внимание детей на куклу) Здравствуй Дуняша! (дети здороваются)
- Ребята, Дуняша мне рассказала, что с ней к нам хотела придти её подружка. Отгадайте, кто подружка у нашей Дуняши?
Воспитатель загадывает загадку:

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка?
Дети: - Это матрешка.
Воспитатель: - Молодцы! Это матрёшка. Ребята, Дуняша предлагает нам с вами отправиться в гости к матрёшкам. Хотите? Тогда отправляемся в путь.
Путь не близкий будет, не беда
С музыкой нам весело, хорошо всегда.
(под музыку дети идут по дорожке)
Останавливаются на полянке, на которой сидит игрушка «старичок-лесовичок)
Воспитатель: - Ой, ребята нас кто-то встречает. Это старичок-лесовичок. Здравствуй дедушка.
-Куда мы идём? В гости к матрёшкам. Ребята, старичок-лесовичок не знает, кто такие матрёшки, Расскажем ему кто это?
Дети: - Это игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать.
Воспитатель: - Матрёшка – это особенная игрушка, она разбирается, в каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Эта игрушка вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых.
Воспитатель: - Из чего делают матрёшку?
Дети: - Из дерева, молодцы!
Воспитатель: - А наши дети знают стихотворения про матрёшек.
Дети читают стихи.

Матрёшка на окошке, в ярком сарафане
И вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки.
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся.

Воспитатель: - Молодцы! Нам пора дальше в путь отправляться. Досвидания старичок-лесовичок. (идут под музыку, останавливаются на другой полянке)
Воспитатель: - А кто это нас с вами встречает на поляне? Да, это матрёшки. Мы сейчас с вами сядем и внимательно рассмотрим их. (Стоят две большие матрёшки: Семёновская и Полхов-Майданская)
-Ребята, это Семёновская матрёшка. (показ матрешки) У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- А, это Полхов-Майданская матрёшка. (показ матрешки) По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы.
-Скажите, а матрёшки отличаются друг от друга? Дети: (по форме, цвету, росписи. И у них разные названия. Одна матрёшка – Семёновская, а другая Полхов-Майданская.)
-Молодцы! Матрёшкам интересно, куда мы с вами идём?
-Они нас проводят на свою поляну, но сначала нам с вами надо собрать портрет матрёшек. (дети собирают фото матрёшек из частей)
-Молодцы! Матрёшки довольны, вы правильно всё собрали. Они говорят вам «Спасибо».
- А мы сейчас с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)
(Дети под музыку идут по музыку и останавливаются на полянке возле домика)
-Посмотрите, ребята, дом стоит, кто же в нём живёт? (под музыку на платформе выезжают матрёшки)
-Нас с вами встречают. Кто же это? Матрёшки, все красивые, нарядные.
-Возьмите по одной матрёшке, рассмотрите узор, цвета (дети берут по одной матрешке, садятся и рассматривают их)
-Рассмотрели? А теперь большие матрёшки зовут к себе своих маленьких сестричек. (на двух маленьких столах стоят две большие: Семеновская и Полхов-Майданская матрешки, дети ставят своих матрёшек: Семёновские на стол, где Семеновская, Полхов-Майданские на стол, где Полхов-Майданские и садятся на стульчики)
-Посмотрите, правильно вы их поставили? А сейчас, подойди и собери Семёновские матрёшки, а ты собери Полхов-Майданские матрёшки. (воспитатель предлагает детям сложить матрешек по размеру в одну большую, дети складывают и на столах остаются только две большие матрешки)

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась
Больше всех перепугалась.

-Молодцы! Ребята, а матрёшка может быть вот какой? (воспитатель показывает пластмассовую прозрачную матрёшку)
-Мы с вами вместе будем наряжать матрёшку. У меня есть пшено и красный, крашеный рис. Мы сделаем нашей матрёшке красного цвета – юбочку (1 ребёнок засыпает на дно красный, крашеный рис), а кофту мы сделаем жёлтого цвета (2-ой ребёнок засыпает сверху пшено). Вот какая нарядная матрёшка у нас с вами получилась.
-Ребята, матрёшки благодарят вас за то, что вы так много знаете о них, что смогли собрать фото матрёшек. И в подарок они хотят вам подарить своих маленьких сестёр. (воспитатель дает каждому ребенку маленькую матрешку)

Тема: Знакомство с костюмом Дуняши.
(2-ая младшая группа)


Цель: познакомить детей с русским народным костюмом. Продолжать знакомство с куклой Дуняшей. Учить детей из разнообразия одежды выбирать то, что относится к русскому народному костюму. Через имена подвести детей к пониманию того, что люди разных национальностей живут рядом. У каждого народа есть свои стихи, сказки, песни, костюмы. Уточнить с детьми, что лучший подарок друг другу – это улыбка. Развивать эмоциональную отзывчивость. Продолжать учить детей чередовать геометрические фигуры для составления узора на полосе. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.

Материал: кукла Дуняша, набор (русский народный костюм) для фланелеграфа, коробка с прорезями, иллюстрации к сказкам, сарафан, украшения для сарафана в виде геометрических фигур (красного цвета – круг, жёлтого цвета – квадрат) на каждого ребёнка, игра «Собери костюм», аудиокассета с русской народной музыкой.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной старины ДОУ, знакомство с русскими народными потешками, заучивание потешки «Расти коса до пояса».

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что у вас сегодня хорошее настроение. Хотите, я отгадаю почему? Потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?
Дети: - Да.
Воспитатель: - А кто такие друзья? Сколько может быть друзей? А вы дружные ребята?
-Молодцы! Посмотрите, что у меня в руках? (вос-ль показывает коробку с прорезями, в которых видна картинка)
-Это коробочка. Какая-то знакомая, вы не знаете, чья это коробочка?
-Правильно, это Дуняшина коробочка, а в ней спряталась сказка. Как вы думаете, что это за сказка? (дети рассматривают картинку через прорези)
-Молодцы! Это сказка «Колосок». Это украинская народная сказка. А какие русские народные сказки вы знаете? Почему сказка называется народная?
-Правильно, потому что её придумал народ. Скажите, а кто нам рассказывал с вами сказку «Колосок»? Чья это любимая сказка?
-Да, эту сказку нам рассказывала Дуняша, когда приходила к нам в гости. А как вы думаете, если Дуняшина коробочка здесь, то где сама Дуняша? Может нам её позвать? (стук в дверь, воспитатель заносит куклу Дуняшу)
-Здравствуй Дуняша. Мы очень рады тебя видеть.
-Ребята, Дуня тоже очень рада нас всех видеть. Ей так понравилось у нас, что она решила прийти к нам сегодня в гости. Чтобы Дуня вспомнила наши имена, мы поиграем все в игру «Как тебя зовут?» (дети встают в круг, но не держатся за руки)
-Я, Ольга Павловна. Я русская. (вос-ль берёт за руку рядом стоящего ребёнка. Дети поочерёдно называют своё имя и национальность, берутся за руки, последний берёт Дуняши, получается круг)
-У нас у каждого разные имена и они все очень красивые. А ещё мы отличаемся друг от друга тем, что мы разной национальности, но мы все вместе дружим. Мы держимся за руки и тепло от наших рук, передаётся друг другу, греет нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В нашей группе стало тепло, светло и радостно.
-Садитесь на стульчики. Дуняша нам принесла, что-то интересное. Это книжка, может она со сказками? (вос-ль показывает книгу «Русский народный костюм»)
-В этой книжке рассказывается про Дуняшину одежду (вос-ль показывает книгу детям) У Дуни, так как она русская, русский народный костюм. Это рубаха, она широкая, по краю рукавов и по вороту украшена узором. (показ)
-Повторим все вместе – это рубаха.
-Это сарафан. (показ) Он украшен красивой тесьмой. Повторим все вместе сарафан.
-На голове у Дуняши – кокошник (показ), он украшен красивыми бусами. Повторим – кокошник.
-На ногах – лапти (показ)
(каждый раз воспитатель прикрепляет на фланелеграф: рубаху, сарафан, кокошник, лапти)
-Всё вместе это русский народный костюм. А мы с вами сейчас одеваемся, так как Дуняша? Мы так не одеваемся. Так одевались раньше. Люди разных национальностей живут рядом, у каждого народа есть свои песни, стихи, игры, костюмы, сказки.
-А какая у Дуняши длинная коса. У наших девочек тоже есть косы и когда мы их расчёсываем, то вспоминаем потешку «Расти коса до пояса».
-Дуняша, а ты хочешь послушать потешку?
(ребенок читает потешку)
Расти коса, до пояса не вырони ни волоса.
Расти косынька до пят все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся маму Дуня слушайся.
-Молодец! Вот какую потешку про косу, знают наши дети. Тебе понравилась? Наши дети, очень хотят с тобой поиграть. А ты хочешь? Тогда вставайте в круг.

Физкультминутка.
Вот какой чудесный дом, много есть соседей в нём.
Вот казах, а вот аварка, русский здесь и армянин.
В этом славном доме нужно жить со всеми очень дружно.
Никого не обижать всех соседей уважать.
-Ребята, а Дуняша нам ещё, что-то принесла, посмотрим что это? (вос-ль показывает мешочек и достаёт оттуда настоящий сарафан) У Дуняши к нам просьба. Её пригласили в гости, но вот беда. Она попросила сшить ей сарафан, портниха его сшила, но заболела и не успела его украсить. Дуняша очень просит вас помочь ей. Поможем?
-Вот сарафан, портниха успела пришить только белую ленту, которая называется княжья лента, её надо украсить. Вот здесь в коробочке лежат украшения. (вос-ль показывает детям круг-красного цвета, квадрат – жёлтого цвета) Сейчас мы с вами будем украшать сарафан. (вос-ль одевает сарафан на девочку)
-Я первым прикреплю квадрат, а затем мы прикрепим круг, какую фигуру дальше будет прикреплять? (квадрат) (дети поочерёдно прикрепляют круг, квадрат, которые крепятся к белой ленте на липучки)
-Теперь мы с вами сядем на стулья и посмотрим, какие мы молодцы, как мы украсили сарафан. (воспитатель предлагает девочке в сарафане: покружись, покажи нам, какой сарафан стал красивый и нарядный). Как вы думаете, теперь Дуняша может идти в гости? (вос-ль снимает сарафан с девочки и отдаёт его Дуняше)
-Как мы с вами помогали Дуняше? Дуня говорит нам «Спасибо» Мы такие молодцы! Мы настоящие друзья, так дружно помогали.
-Вы рады, что помогали Дуне?
-За нашу помощь Дуня нам принесла подарок (вос-ль показывает детям коробку) Это игра «Собери костюм Дуняши».
-Мы сегодня познакомились с русским народным костюмом. Поэтому мы сможем играть в эту игру.
-На этом наше занятие окончено. Я вами очень довольна, вы молодцы!

Мельникова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1" г.о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД. Интегрированное занятие во второй младшей группе "Русская народная игрушка - матрешка"
Дата публикации: 16.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» г.о. Самара
НОД

интегрированного занятия

во второй младшей группе

«Русская народная игрушка - матрешка»
Составила и провела Воспитатель МБДОУ №1(корпус 3) Группа№39 «Колосок». 20.01.2016г Мельникова Наталья Геннадьевна Самара 2016 год.

Цель
: Ознакомление детей с русской народной игрушкой – Матрешка. Образовательные области: Коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности
:
Коммуникативная, познавательная, игровая, продуктивная и двигательная.
Задачи:
Образовательные: Способствовать - расширению знаний о русской народной игрушке – Матрешка. Развивающие: Способствовать - развитию речи детей и мелкой моторики рук при рисовании. -формированию умений выбирать цвета, правильно держать ватную палочку, закрашивать рисунок, не выход за контур, умению сравнивать матрешки, находить сходства. Воспитательные: Способствовать - воспитанию интереса к народной игрушке, воспитанию самостоятельности, аккуратности. Материал и оборудование: Большая матрешка, карточки с изображением матрёшек, бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки, репертуар «Мы веселые матрешки», презентация «Русская Матрешка» Предварительная работа: Дидактическая игра, «Какой матрёшки не стало»; чтение стихотворений о матрешке «Матрёшка» С.Я Маршак, А.Кулешова «Кукла славная - матрёшка»; отгадывание загадок; рассматривание матрешек; беседа «Эти русские матрёшки»; слушание песни «Мы веселые матрешки».
Тема недели: «Народная игрушка. Народно - прикладное искусство» Тема занятия: «Русская народная игрушка - Матрёшка»

План Этапы НОД Действия детей. Желаемый результат. 1. Организационно- сюрпризный момент: Отгадывание загадки, внос матрёшки. - Д е т и в к л юч а ю т с я в деятельность, - отгадывают загадку, - рассматривают карточки с матрёшками, сравнивают. -Мотивация детей на ознакомительную деятельность. -Создание эмоционального настроения. Презентация «Русская матрешка» -Слушают «сказку» воспитателя о происхождении матрешки, сидят на коврике, держат спинки ровно. -Отвечают на вопросы -Матрёшка - деревянная игрушка в виде расписной куклы; -имеет овальную форму; -состоит из двух частей; -кукла, в нутрии которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Игра « Гори – Гори ясно…» Проговаривают слова игры и выполняют действия по тексту игры, повторяя движения за воспитателем и товарищами. Эмоциональное настроение Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для Матрёшки» Бумажные силуэты матрешек, гуашь и ватные палочки на каждого ребенка. Выполняют творческую работу: ватными палочками закрашивают фон рисунка гуашью, не выходя за контур; следят за качеством цветового решения; выполняют правила безопасности работы с ватными палочками. -Готовые работы детей. -Эмоциональное настроение детей. Музыкальная физкультминутка. «Мы весёлые матрёшки…» -выполняют танцевательные движения по тексту, повторяя движения за воспитателем. -эмоциональное настроение. Рефлексия Отвечают на вопросы воспитателя и выражают своё отношение к занятию цветом бусинок. положительное отношение детей к занятию.

Содержание организованной деятельности детей
1.
Организационно-сюрпризный момент.
Звучит русская народная мелодия. Ребята, в гости к нам идут подружки. Все похожи друг на дружку. В сарафанчиках цветных, Да в платочках расписных. Только разные по росту, А зовут их очень просто. Помогите отгадать, Как подружек этих звать? (Матрёшка) - Молодцы, ребята, отгадали (Достаю большую матрёшку) -Ребята, покажите мне ту картинку, где нарисована Матрёшка. (Дети выбирают картинки с изображением Матрёшки и показывают)
2. Просмотр презентации «Русская Матрёшка»
Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которую вы мне показали? (Матрешка) Кто такая Матрёшка? Давайте посмотрим на экран. Слайд 1 Матрешка-это деревянная игрушка. Воспитатель. Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, как родилась матрёшка. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Будем сидеть как настоящие матрешки, спинки, ровные, глазки зоркие. Слайд 2. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Слайд 3. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платье. Слайд 4. Веселая получилась куколка, смешная. Слайд 5. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. Слайд 6. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. - Ребята, для чего нужна матрёшка? (Играть) - Ребята, вы молодцы, как настоящие матрешки сидели, ровно спинку держали, а сейчас давайте пригласим матрешку поиграть мы с нами.
3. Игра «Гори, гори Ясно!»
Воспитатель: Вы ребята, молодцы Поиграли от души. А теперь вы отдохните На матрешку поглядите. 4.
Изобразительная деятельность. Рисование «Узор для матрешки»
(Достаю из корзины плоских матрешек-трафареты из бумаги) - Ребята, посмотрите на этих матрешек и на нашу Матрену, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны) - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые? (Ответы детей) - Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. (Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками). Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Давайте для них станцуем танец.
5.Музыкальная Физкультминутка «Мы веселые матрешки»
(дети выполняют движения под музыку) Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся) Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся) В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево) Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши) Проигрыш (кружатся)
6. Рефлексия.
- Какие вы молодцы, ребята!Вам понравилось, как мы с вами знакомились с Матрёшкой? Что вам запомнилось больше всего? А теперь, ребята, давайте украсим нашу матрешку бусами: кому понравилось наше занятие, тот наденет матрешке красную бусину, а кому было грустно, тот наденет синюю бусину. - Ах, какая нарядная получилась у нас матрешка! Поставим ее в раздевалку, пусть встречает ваших мам.

с 09.03.16 г – по 11.03.2016 г

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Народная игрушка».

В течение недели мы будем формировать умение лепить красивую уточку, по дымковской игрушке, придавать сходство с игрушкой. Воспитывать интерес к народной игрушке. Продолжая знакомство с народной игрушкой, будем учиться видеть сказочность, праздничность игрушек, яркость красок. Обращать внимание на характер рисунка. Украсим уточку элементами дымковского узора. Расширять кругозор ребенка, через слушание литературных произведений по теме недели, рассматривать сюжетные картинки и проводить беседы по их содержанию, способствовать развитию самостоятельной познавательной активности.

Дыхательная гимнастика:

  1. «Любуемся игрушками».

Дети чередуют короткие вдохи через нос и долгий выдох через рот. Затем медленный вдох через нос и медленный выдох через рот со словами «а-а-ах».

  1. «Дуем, дуем, задуваем».

В правую руку ребенок берет какое-нибудь пособие (плоскостная игрушка), на счет 1-2-3 делают — вдох, на 1-2-3 –выдох, дуть на игрушку спокойно, долго и плавно.

  1. «Уточка».

Глубокий вдох через нос – задержать дыхание. Быстрый выдох ртом со словом «кря».

Быстрый вдох через нос – задержать дыхание. Медленный выдох ртом «кря-а-а».

Положить ладони на низ живота и сделать энергичный выдох на слова «кря-кря-кря», втягивая живот.

Предложите ребенку поиграть:

«Расставь по росту».

Расставьте матрешек по росту, вы тем самым формируете у ребенка умение классифицировать предметы по высоте.

Дидактическая игра «В какой руке игрушка?».

Здесь мы формируем интерес к народной игрушке, развиваем умение определять правую и левую руку.

Дидактическая игра «Найди игрушку из дерева».

Поставить перед ребенком несколько игрушек, среди которых будет, например матрешка. Предложить найти игрушку из дерева. В этой игре мы развиваем логическое мышление, память, внимание.

Дидактическая игра «Третий лишний».

Показать ребенку три игрушки, среди которых будет и народная игрушка. Ребенок должен определить какая игрушка здесь будет лишней. В этой игре формируем умение детей обобщать, выделять народные игрушки из группы, находить лишнюю игрушку. Развиваем память, внимание, мышление.

Дидактическая игра «Чья птичка улетит дальше?».

Добиваться от ребенка длительного, непрерывного, направленного ротового выдоха. Развивать речевое дыхание.

Также на этой неделе мы будем разучивать хороводную игру «Мы матрешки» . В этой игре мы будем формировать умение вставать в круг, двигаться под музыку и выполнять движения по образцу.

Предложите ребенку поработать мастерами и раскрасить дымковскую уточку. Найдите в интернете раскраску уточка распечатайте и совместно с ребенком раскрасьте уточек. У кого лучше, обсудите? Развиваем речь и взаимодействуем со своим ребенком!

Согласно программе «От рождения до школы» продолжается знакомство детей с народной культурой и творчеством: песнями, сказками и игрушками. Воспитатель уделяет внимание детей расширению представлений о народной игрушке, расширяет и обогащает словарь детей по данной теме. Согласно ФГОС ДО, тема народной игрушки просматривается во всех образовательных областях. Итогом недели становится инсценировка сказки «Пых» и украшение коня — качалки дымковскими узорами. Подробное описание бесед, познавательных игр, речевых и дыхательных упражнений, подборку игр по художественно-эстетическому развитию вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные игрушки».

Социально-коммуникативное развитие

Педагог рассказывает детям о профессии медсестры, организует сюжетно-ролевые игры, решает с детьми проблемную ситуацию «Что будет, если…», что способствует социально-коммуникативному развитию детей.

Познавательное развитие

Воспитатель предлагает детям разнообразные задания с пуговицами для развития восприятия и умения выкладывать по образцу, организует самостоятельную деятельность с магнитами. Это позволяет решать задачи познавательного развития так же, как и игры «Когда это бывает», «Геометрическая мозаика».

Речевое развитие

Для речевого развития взрослый подготавливает детей к инсценировке сказки «Пых» рассказывает о народных игрушках, побуждает грамотно высказывать свои мысли, правильно сочетать разные части речи.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланированы просмотр презентации «Конь-качалка», роспись игрушки, слушание народных песен и разучивание игры «У дядюшки Якова».

Физическое развитие

Продолжается физическое развитие. Дети закрепляют правила знакомых игр, повторяют слова. Педагог беседует с детьми о пользе молока и молочных продуктов, развивает дыхательную систему.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. С.р. игра по выбору воспитателя. Цель: способствовать закреплению игровых навыков в с.р. играх «Доктор», «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская». Рассказ воспитателя о народных праздниках. Цель: расширять представления о праздничной культуре. Упражнение «Волшебный мешочек» (народные игрушки). Цель: обогатить словарь детей названиями народных игрушек. Просмотр презентации «Народная игрушка — конёк». Цель: расширять представление детей о старинных игрушках, активизировать словарь — каталка, качалка. Беседа «Что даёт нам корова». Цель: расширять представления детей о пользе молочных продуктов.
Про-гулка Физминутка «Деревянная лошадка» Е. Ковина. Цель: продолжить приобщать детей к русской народной культуре через литературу. Наблюдения за птицами. Цель: формировать знания о повадках птиц. Рассказ воспитателя о том, из чего делали народные игрушки. Цель: обогащать словарь детей. Внесение народной игрушки «Петрушка» в театральный уголок на веранде. Цель: рассмотреть новую игрушку. П.и. «Ручеёк». Цель: познакомить с народной игрой. П.и. «Извилистая тропинка». Цель: формировать умение двигаться в колонне, повторяя движения ведущего.
ОД
2 п.д. Упражнение «К нам гости пришли». Цель: познакомить детей со способами выражения приветствия (здравствуйте, добрый день, проходите, я так скучал, без тебя было скучно и т.д.). Игры с пуговицами «Выложи узор», «Выложи картинку», «Продолжи ряд» и т.д. Цель: развитие сенсорики и мелкой моторики. Чтение А. Алфёров «Март». Цель: обсудить стихотворение. Конструктивно-модельная деятельность «Ворота». Цель: продолжать учить детей делать перекрытия в постройке по показу или образцу. Физминутка для глаз «Солнышко и тучи». Цель: укреплять глазные мышцы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа о работе медсестры. Цель: продолжить знакомство с профессиями, формировать уважение к труду взрослых. Игра с блоками Дьенеша «Выложи дорожку». Цель: развивать логическое мышление. Упражнение «Магазин». Цель: упражнять в употреблении существительных в винительном падеже. Рассматривание картины А. Бак «Мальчик на лошадке». Цель: продолжить знакомство с игрушкой конь-качалка. Упражнение «Жучки». Цель: развивать умение передвигаться на четвереньках.
Про-гулка Оформление альбома «Народная игрушка». Цель: приобщать детей к народной культуре. Наблюдение за проезжей частью дороги. Цель: расширять представления о транспорте. Проговаривание чистоговорок. Цель: развитие фонематического слуха и способности к звукоподражанию. Д.и. «Выложи орнамент» Цель: развивать чувство формы, умение ориентироваться на листе. П.и. «Кто дальше бросит». Цель: упражнять детей в метании. П.и. «Извилистая тропинка». Цель: порадовать детей, формировать умение двигаться в колонне, повторяя движения ведущего.
ОД

Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие НОД по формированию целостной картины мира по теме: «Народная игрушка – Матрёшка» во второй младшей группе.

Цель: продолжать знакомить с историей русской матрёшки; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду. Развивать речь, моторику, бережное отношение к игрушкам. Развивать восприятие величины, умение ориентироваться в величине предметов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; рассматривание альбома «Русские игрушки». Беседы с детьми о творчестве русских народных мастеров.

Материал: иллюстрации разных матрёшек, матрёшки одинарные на каждого ребёнка, матрёшка большая.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку, а вы если отгадаете, то узнаете, кто к нам в гости пришёл.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Ну-ка отгадайте без подсказки, кто же это?

Дети: Молодцы, правильно Матрёшка.

Воспитатель: Матрёшка – это особенная игрушка. С ней можно играть, разбирать и собирать. Матрешки служат украшением для интерьеров. Матрёшка - это кукла с секретом. Постепенно она становится русским символом. Первую матрёшку сделал старый японский мастер. Родина Матрёшки – Япония.

Художник С.В.Малютин сотни лет назад расписал первую из них в России.

Наряд у русской матрешки может быть самым разнообразным. Можно встретить матрешку-невесту и даже матрешку-жениха.

По росписи можно узнать место рождения матрешки.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко.
Ну, а в ней - еще немножко.
Ну, а в ней - матрешка-крошка.
Ну, а в крошке - никого.
Их четыре же всего.

Воспитатель: Как зовут этих сестренок? Дети: Матрёшками.

Воспитатель: В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,

Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть.
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая .

Игра «Расставь матрёшек по росту». Воспитатель: Все сестры Матрёшки, а чем они отличаются?

Они отличаются друг от друга формой и росписью. Это зависит от места ее изготовления. В каждой местности есть свои изюминки в росписи, свои отличии в цветах и форме матрёшки.

Дети: формой, росписью.

Воспитатель: Захотят Матрёшки спрятаться, ни сразу их найдешь. Стоит одна. Где же остальные?

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Найди Матрёшку». Я буду прятать, а вы мне говорить, где она.

Воспитатель: А вы знаете, как делают Матрёшку?

Дети: делают из дерева заготовку и расписывают её.

Воспитатель: Правильно, сначала нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, а только потом начинают расписывать её узорами. Для изготовления матрёшки требуется особая технология. При росписи матрёшки необходима определённая последовательность . Вытачивают и расписывают игрушки люди добрые и веселые. По-другому и быть не может: игрушка-то радостная.

Физ. минутка: " Матрёшки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево - вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: К какому выводу мы пришли?

Родина матрёшки?

Дети: Япония.

Воспитатель: Для изготовления матрёшки требуется?

Дети: особая технология.

Воспитатель: При росписи матрёшки необходима определённая последовательность.

Благодаря русским мастерам, матрёшка стала одной из любимых игрушек детей и взрослых. Спустя более 120 лет она пользуется большой популярностью – стала символом России.

У матрёшки есть свои отличительные особенности: форма и роспись. Мастера разных русских городов внесли в роспись матрёшки своё цветовое оформление.