Как поощрять ребенка: советы родителям. Как поощрять ребенка: идеи, которые действительно работают Поощрение ребенка дома

Многие родители думают, что поощрение – неотъемлемая часть воспитания. Поощрять ребенка можно и нужно, но при этом важно знать, что некоторые хвалебные слова действуют на детей положительно, а некоторые – отрицательно. Похвалив ребенка, вы можете как помочь ему, так и навредить. Поэтому каждой семье обязательно нужно знать, как правильно поощрять ребенка.

Быть родителем – это целая наука. А воспитание ребенка – настоящее искусство. Вы сами создаете будущего взрослого человека, прививая ему в семье те или иные привычки, качества, манеры. И, в конце концов, выпускаете в общество сформировавшегося человека со своими достоинствами и недостатками. Чтобы ваше чадо выросло достойным человеком, отнеситесь ответственно к тому, как можно поощрять его поведение. В итоге чрезмерные похвалы могут обернуться против вас – став взрослыми людьми, ваши дети не будут уважать вас, то есть родителей, и всех окружающих в целом. Они будут избалованными, постоянно требующими то, что им вздумается.

Основные правила поощрения

Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.

Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру. Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне. Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.

Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.

Можно поощрять добрым словом за его примерное поведение в детском саду или в школе. Говорите, что вам нравятся его рисунки и поделки, сделанные на занятиях, но не бойтесь и критиковать его – осторожно, не чрезмерно и мягко. Например, можно сказать, чтобы он делал в следующий раз аккуратнее, чтобы старался. Тогда у него появится понимание того, что если сделал что-то спустя рукава, это будет замечено и не останется без внимания. Так вы приучите его делать все старательно и в полную силу.

Ласка и нежность – тоже способ поощрения хороших поступков, особенно для маленьких детей. Кроме того, вы можете в качестве награды провести с малышом больше времени, чем обычно: погуляйте с ним вдвоем, поиграйте, почитайте книгу. Время, проведенное наедине с родителем, бесценно и навсегда отложится в памяти у человека. Для более взрослого ребенка отличным методом поощрения будет нечто, запрещаемое ему раньше. Например, разрешите ему погулять на час дольше или сделать уроки позже. Но таким способом лучше не увлекаться, иначе несоблюдение обычного режима войдет в привычку. Самым лучшим поощрением любого возраста станет исполнение заветного желания. Но такую награду нужно действительно заслужить.

В каждой семье со временем складываются свои принципы воспитания и это отчасти правильно. Потому что никто кроме родителей на само деле не знает, что именно нужно их сыну или дочке. Однако все приходит с опытом и каждому родителю обязательно нужно прислушиваться к советам педагогов, психологов, друзей, а также своих мам и пап. В процессе воспитания можно сильно обжечься, вырастив в итоге капризного, непослушного, не уважающего других человека. Вся ответственность за то, каким человеком в будущем станет ваше чадо, целиком и полностью находится на вас. Ласковые и похвальные слова важны детям – без этого они вырастут озлобленными на весь мир и всегда будут помнить, что в детстве в семье их никогда не хвалили. Однако важно помнить, что чрезмерные похвалы способны испортить ребенка, приучить его не к тем манерам, к которым нужно. Осознание золотой середины придет к вам с годами и, прислушиваясь к советам специалистов, вы обязательно вырастите достойного человека.

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред ?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.