Как облегчить адаптацию ребенка в садике и школе? Консультация для родителей "как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду" Облегчение процесса адаптации детей к детскому саду

Для деток, привыкших находиться рядом с родителями, первые посещения детсада становятся стрессом. В этот период они нуждаются в понимании и поддержке взрослых.

Поведение детей в адаптационный период

Каждый ребенок – это личность, поэтому адаптация в детсаду для каждого проходит по-разному. На ее продолжительность способно влиять много факторов. Большую роль играет характер и темперамент ребенка, состояние здоровья, атмосфера в семье, личность воспитателя, уровень подготовки к детскому саду и готовность родителей отдать малыша в дошкольное учреждение.

Некоторые дети с первых дней с удовольствием начинают идти в группу, другие устраивают истерики, не желая расставаться с мамой. В коллективе малыши могут вести себя замкнуто или проявлять повышенную активность. Почти всегда в период адаптации к детскому саду поведение детей меняется. Такие изменения наблюдаются и вне стен дошкольного учреждения. Ласковые милые дети могут начать вести себя агрессивно, стать неуправляемыми и капризными. Дети могут много плакать, плохо есть и с трудом засыпать. Многие начинают болеть, у некоторых ухудшается речь. Не стоит пугаться – в большинстве случаев это считается нормой. Дети, вырванные из привычной среды, не осознают, что с ними происходит и таким образом реагируют на переживания и нервные потрясения. Как только ребенок привыкнет к детскому саду, его состояние нормализуется.

Период адаптации может иметь разную длительность – все индивидуально. В среднем он занимает 1-2 месяцев, но может затянуться на полгода, а в некоторых случаях и больше. Намного сложнее проходит привыкание к детскому саду у часто болеющих или пропускающих садик детей.

Подготовка к детсаду

Необходимо позаботиться о подготовке малыша к детскому саду. Детям, которые проводили достаточно времени со сверстниками, которые обладают элементарными коммуникативными навыками и умеют себя обслужить, будет легче привыкнуть к новым условиям. Чем лучше у малыша будут развиты подобные навыки, тем меньше вероятность испытать физический и эмоциональный дискомфорт, пребывая вдали от родителей в незнакомом коллективе.

Как облегчить адаптацию

На время адаптации ребенка в садике постарайтесь снизить нагрузку на его нервную систему. Не посещайте шумные мероприятия и ограничьте просмотр телевизора. Уделяйте малышу больше внимания, читайте ему книги, ходите на прогулки, играйте в спокойные игры. Старайтесь не критиковать и не наказывать ребенка, дарите ему любовь и тепло. Для облегчения адаптации можете воспользоваться рекомендациями:

  1. Отведя ребенка в садик, не устраивайте долгих прощаний возле группы, это может спровоцировать истерику. Лучше скажите ребенку, что вам нужно уходить и что вы придете за ним после обеда или сна.
  2. Не показывайте своих переживаний, так как ваше волнение передастся ребенку.
  3. Если ребенок тяжело расстается с мамой, попробуйте, чтобы в детский сад его отводили папа или бабушка.
  4. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, можете дать ему с собой любимую книгу или игрушку.
  5. Одевайте ребенка в садик в удобные вещи, в которых он будет себя чувствовать свободно и раскованно и которые сможет сам снять и надеть.
  6. На выходных придерживайтесь такого же режима, как и в детском саду.
  7. Не поддавайтесь на провокации и обращайте меньше внимания на капризы ребенка.
  8. Не пропускайте детский сад без уважительной причины.
  9. Придумайте мотив для посещения детсада. Например, там ребенку нужно поздороваться с аквариумными рыбками или в группе по нему скучает мишка.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизведанным миром, с непривычным окружением и другими отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, отношений в семье, условий в детском саду и многих других факторов. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.

Если адаптация к детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов, средний срок адаптации в норме составляет: в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

Обычно нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3 до 5 лет они максимально привязаны к матери, к тому же, кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено.

Хуже остальных в дошкольных учреждениях чувствуют себя дети с флегматическим темпераментом. Они часто не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше торопить, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок наоборот становится более медлительным и безучастным.

Страх разлуки появляется у детей примерно в 7-месячном возрасте и длится до поступления в школу. Это совершенно естественно и встречается у каждого ребенка. Начало посещения детского сада он иногда ассоциирует с первым расставанием с мамой. Некоторые дети уже переживали опыт разлуки, когда их оставляли с бабушкой или няней. Малыши, которые посещают адаптационные группы при дошкольных учреждениях, гораздо реже имеют проблемы с привыканием. В нашем детском центре развития «Летиция» опытные психологи и педагоги проводят психологические развивающие занятия для детей разного возраста, начиная с 1,5 лет. На занятиях особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков и самостоятельности. Дети, испытывающие беспокойство, когда мамы нет рядом, сначала занимаются в группе с ее присутствием, а затем мама выходит из класса сначала на 5-10 минут, постепенно увеличивая длительность своего отсутствия. Таким образом, дети привыкают к временной разлуке с мамой и уже, начиная посещать детский сад, не так остро реагируют на ее отсутствие.

С момента поступления в детский сад малыш становится участником коллектива, активно начинается процесс его социализации. Идет обучение детей навыкам взаимодействия с другими, формируется умение жить в обществе. Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей и разных обстоятельств оказывают влияние на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои устойчивые вкусы - но допускать и что-то новое.

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны принимать просто за капризы. Между тем, проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно трудный для него период. Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые.

Существуют тяжелая, средняя и легкая степени адаптации в детском саду:

  • При тяжелой степени дети идут в сад с истериками, даже спустя месяц. Зачастую к этому прибавляются постоянные простуды и повышенная нервозность, плаксивость в течение дня.
  • При средней степени адаптации утренняя плаксивость характерна от 2 недель до месяца и время от времени возникает и позже. Сильных нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит вирусную и бактериальную адаптацию, начинает болеть.
  • При легкой степени малыш по утрам довольно охотно идет в садик. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Приведем базовые советы психологов для облегчения адаптации к детскому саду.

  • Узнайте о режиме в группе детского сада за пару месяцев до поступления. Это поможет вам добиться максимального совпадения с домашним распорядком. Также научите малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой.
  • Сформируйте у ребенка положительное отношение к детскому саду. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад полезен для вашего ребенка, так же будет считать и ваш малыш, пусть пока на уровне внутренних ощущений.
  • Знакомая вещь поможет малышу легче пережить разлуку с родителями. Давайте ребенку в детский сад любимую игрушку, которая будет для него частичкой дома и поддержкой в новой обстановке.
  • Увеличивайте время нахождения ребенка в детском саду постепенно. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.
  • Побольше общайтесь с ребенком. Спрашивайте его и внимательно слушайте. Если малыш отказывается рассказывать, что делал в садике, обратите внимание на домашние игры. В его речи и поведении можно увидеть жесты воспитателя, ситуации, которые ему понравились или, наоборот, разочаровали.
  • Будьте терпеливы. В период адаптации поведение ребенка может ухудшиться. Дома малыш может быть перевозбужденным, упрямым, агрессивным и требовать повышенного внимания. Это нормальный способ снять напряжение, вызванное изменениями в его жизни.
  • Обязательно будьте ответственны с ребенком. Если пообещали забрать после обеда – сделайте это. Ребенку в это непростое время очень важна уверенность в том, что родители про него всегда помнят.
  • Почаще общайтесь с воспитателями, чтобы убедиться, что малыш чувствует себя комфортно и его общение с педагогами и коллективом складывается позитивно.
  • Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение.
  • В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит часто водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
  • Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать малыша в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку.
  • Приведя малыша домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.

Таким образом, для того чтобы с самого начала ребенок соотносил детский сад с приятными переживаниями, важно мягко адаптировать его к новой обстановке и новым людям. В садике ребенок проходит важнейший для его дальнейшей судьбы период адаптации среди других людей. Если пропустить этот этап, то в дальнейшем могут быть проблемы при социализации в других детских, а далее и взрослых, коллективах, сложности с созданием отношений и семьи. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, безопасный и комфортный мир.

Рано или поздно в каждой семье наступает такой момент, когда ребенку необходимо сменить обстановку – он идет в садик или в школу. И если для родителей это кажется совершенно естественным и закономерным процессом, то для ребенка это чаще всего большой стресс. Резкая смена обстановки, чужие люди, незнакомые помещения, непривычные запахи и вкусы – все это в новинку, малыш начинает беспокоиться, нервничать и пугаться.

В садике ребенок впервые оказывается без мамы на протяжении достаточно длительного времени. Он понимает, что ему нужно слушаться чужую тетю, есть непривычную еду, общаться с большим количеством детей в течение всего дня и спать в незнакомой кроватке. В школе малыш осознает, что теперь на нем большая ответственность, правил и запретов стало больше, а возможностей поиграть и отдохнуть – меньше.

Как облегчить адаптацию ребенка в садике и школе?

Адаптация в садике
Обязательно объясните ребенку, зачем он идет в садик, подробно распишите ему, как здорово находится в садике, играть с другими детками и весело гулять. Упомяните о том, что уже вечером, совсем скоро вы увидитесь.
Приводя кроху в сад, здоровайтесь с воспитательницей на его глазах. Если есть возможность, перекиньтесь с ней парой фраз и «передайте» ребенка ей, сказав, что вечером вернетесь.
Дайте малышу что-то, что будет символизировать вашу любовь и заботу. Ребенку необходима вещь, напоминающая ему о том, что совсем скоро он снова увидит маму, что она всегда рядом. Вы можете записать на диктофон колыбельную для тихого часа, передать игрушку с вашим поцелуем или вашу фотографию. Расскажите, что в этой вещице хранится частичка вашей заботы, и как только малышу станет грустно, он может поцеловать/коснуться ее – и мама это почувствует.
Создайте максимально теплую и дружную атмосферу дома. В начале адаптации малышу будет не хватать вашей любви и времени, проведенного в семье – это необходимо компенсировать. Постарайтесь не ходить на дополнительные занятия и мероприятия после садика – лучше проведите время в узком кругу семьи. Это время бесценно для ребенка.
Если возможно, познакомьте ребенка с будущей воспитательницей в привычной обстановке. Пригласите ее на чай, пообщайтесь, попросите поиграть с малышом у себя дома – вы можете оплатить ее рабочее время. Спросите у воспитательницы, можно ли называть ее не по имени отчеству, а обращаясь к ней, например, «тетя Марина».

Адаптация в школе
Как правило, перед походом в школу работники учреждения проводят медосмотр. Обязательно придите на него, познакомьте ребенка с его будущим учителем, одноклассниками. Поболтайте с учителем и ребенком втроем, расскажите о нем, похвалите малыша и дайте понять, что у него все получится.
Составьте расписание вместе с ребенком. Договоритесь о выполнении домашнего задания в определенное время и четко следуйте расписанию – так у ребенка будут ориентиры, которые необходимы в первое время адаптации.
Школа – это не скучно! В процессе обучения ребенок сталкивается с огромным количеством правил и ограничений, будь то школьная форма, необходимость держать ручку определенным способом или ограниченное время на отдых. Разнообразьте школьную жизнь с помощью ярких тетрадок, наклеек на дневник, значков на пиджак или симпатичного ланч-бокса для обеда.
Подходите к выбору дополнительных занятий с умом. Слишком большая нагрузка лишь усугубит адаптацию, малыш будет уставать и быстро утомляться. В первый год предпочтительнее выбирать спортивные занятия пару раз в неделю – так малыш будет успевать переключаться с умственной деятельности на физическую и укрепит здоровье.
Если у малыша возникают проблемы с общением среди сверстников, помогите ему в этом. Узнайте, кто живет недалеко от вас, пригласите одноклассников на прогулку или в гости. Понаблюдайте за поведением малыша среди друзей, подскажите ему, как подружиться со всеми.

Если Вы заметили, что поведение ребенка изменилось, например, у него появилась повышенная утомляемость, слабость, невнимательность, раздражительность – это повод обратить особое внимание на проблему адаптации малыша в детском коллективе. Необходимо понаблюдать за ребенком, уметь выслушать и услышать его проблемы, помочь составить оптимальный для него график учебы и дополнительных занятий, наладить регулярное, богатое витаминами питание. Также тревожными симптомами может быть то, что ребенок плохо спит, вскрикивая или разговаривая во сне, а утром с трудом просыпается. Иногда без видимой на то причины начинает плакать (хотя раньше плаксой никогда не был), у него наблюдаются резкие перепады настроения и отсутствие аппетита. Кто-то жалуется на частые головные боли или боли в животе, которые нередко происходят из-за сильного психологического напряжения или тревоги.

Такие изменения в поведении ребенка должны стать сигналами для обращения к врачу-неврологу для консультации.

Также в период адаптации можно применять некоторые лекарственные средства, которые способствуют поддержанию здоровья ребенка. Например, неплохо зарекомендовал себя в подобных ситуациях , единственный препарат, созданный специально для детского возраста. Он оказывает успокаивающее действие, способствует улучшению поведения ребенка, облегчению процесса его адаптации в детском саду или школе. На фоне его приема у ребенка стабилизируется психоэмоциональный фон, а благодаря дополнительному ноотропному действию улучшается концентрация внимания и память, повышается уровень работоспособности. При этом не вызывает сонливости, заторможенности и привыкания.



Вот и настало время, когда мама должна расстаться со своим малышом. Не важно, что сначала это расставание будет длиться не больше
часа-двух. Привыкать к детскому саду особенно сложно маме и ребенку, которые никогда раньше не расставались. Но все же, если постараться, то пребывание ребенка в саду станет не проблемой для семьи, а развлечением для малыша и свободным временем для мамы.

Когда разлучаться с малышом

Официально в нашей стране ребенка в детский сад можно устроить, когда ему исполняется два года. Но если очень постараться, можно отдать малыша и раньше. Вот только стоит ли? Мнение педагогов и психологов разделяются, когда речь заходит о возрасте, с которого ребенок должен посещать сад. Тут все индивидуально.

Когда ребенка отдают в сад в двухлетнем возрасте, есть свои положительные моменты. В яслях дети быстрее привыкают к саду, ведь уже в трехлетнем возрасте малыш понимает свое «я» и начинает проявлять характер с новой силой. За год пребывания в яслях дети становятся уверенными в себе, учатся самостоятельно кушать, одеваться, меньше болеют, быстрее привыкают к детскому коллективу.

Но, как правило, двухлетние малыши еще не умеют говорить, и родителям страшно расставаться с детьми, ведь они не расскажут, что делали в саду.

Большинство трехлетних детей уже умеют говорить, им легче объяснить, почему мама оставляет их в саду, их легче чем-то занять, они умеют играть. Но такие дети дольше привыкают к саду.

Так что, дорогие родители, все индивидуально. И как вы будете знать, готов ли ваш ребенок, если не попробуете? В конце концов, если малыш уж никак не сможет ходить в ясли, всегда можно его оттуда забрать и на следующий год отправить в младшую группу.

Адаптация начинается дома

Именно так. Адаптация к детскому саду начинается не с того момента, когда малыш переступает порог детского учреждения, а дома, когда родители заводят разговоры о садике. Именно настроение родителей передается ребенку.

Вы когда-нибудь произносили фразу, когда ваш малыш отказывался слушаться: «Вот отдам тебя в садик, тогда и будешь знать!..» А не стоит такого говорить. Никогда не пугайте детей садиком. Мы думаем, что дети не слушают и не запоминают сказанного, но, поверьте, они все «мотают на ус».

Описывайте детский сад только в положительных тонах. Например, если ваш ребенок заигрался на детской площадке и не хочет идти домой, можете сказать: «Ничего, скоро будешь ходить в садик, там так много детей, с которыми можно дружить, так много игрушек, будешь играть целый день...». Или что-то в этом роде.

Когда настанет тот день, когда надо будет отвести малыша в группу, постарайтесь не нервничать, ведь дети чувствуют настроение родителей. И не в коем случаи не плачьте вместе с ребенком. Тогда его будет еще сложнее успокоить.

О воспитателях положительно и уважительно

Все родители хорошо понимают тот факт, что от воспитателя на 90% зависит то, как привыкнет ребенок к саду. О том, как попасть к хорошим специалистам, надо говорить отдельно. Но, предположим, вам повезло, и о воспитателях вашего крохи отзываются неплохо. Всем родителям важно помнить, что все дети рассказывают в саду о том, что происходит дома, и наоборот.

Не отзывайтесь неуважительно о воспитателях, ни в коем случае не давайте им прозвищ, даже если вас что-то не устраивает в их работе. Но даже если ваш малыш скажет в саду что-то плохое о воспитателях, это не самое страшное. Ребенок уловит отношение родителей к персоналу, и не будет видеть в работниках сада авторитета.

Очень часто бывает так, что родителям не нравится то, как ребенка покормили, одели, не погладили по голове, не выучили алфавит… А вашего малыша может все устаивать. Есть родители, которым очень сложно угодить. Но если ваш ребенок здоров, цел, сыт, счастлив, и хочет идти в сад на следующий день, подумайте, стоит ли критиковать персонал дома. Если же вы очень хотите что-то выяснить с работниками сада, сделайте это так, чтобы малыш не видел.

Используйте ролевые игры

Ролевые игры - хороший друг родителей. Поиграйте с ребенком в детский сад. Рассадите игрушки, дайте им задание, покормите, уложите спать. Если у вашего ребенка есть любимая игрушка, давайте ее малышу с собой в сад. Это хорошо помогает, когда ребенок не хочет рассказывать, как прошел его день в саду. Можно спрашивать куклу, медвежонка или паровозика Томаса, что он делал в садике, с кем играл, что ел на обед. Таким образом, сам того не зная, ребенок сможет рассказать, как прошел его день, а мама сможет увидеть, как ее малыш адаптируется в новом коллективе.

В ролевых играх есть еще один положительный момент. Дайте малышу роль воспитателя, а себе возьмите роль какого-то ребенка. Ваш ребенок будет копировать поведение воспитателей, и вы сможете увидеть, как в саду относятся к детям.

Учите ребенка дружить

Для адаптации к саду важно научить ребенка общаться с другими детьми. Знакомьтесь с другими ребятами. Научите своего малыша меняться игрушками. Если ребенок научится дружить, делиться, играть вместе, то ему станет легче адаптироваться в среде сверстников.

Хорошими помощниками в адаптации ребенка к детскому коллективу могут стать центры раннего развития. Конечно, водить туда ребенка каждый день недешево, но несколько раз в месяц посетить можно. Для малыша это будет очень полезный опыт общения с детьми, взрослыми воспитателями, а, самое главное, мама будет рядом.

Пусть ребенок привыкает постепенно

Никто не знает своего малыша лучше, чем его мама, но все же к мнению воспитателей также важно прислушиваться, ведь все их рекомендации построены на многолетнем опыте работы с детьми. Не оставляйте ребенка слишком долго в первые дни, даже если вам кажется, что он довольно самостоятельный.

Одни мои знакомые отдали свою дочь в сад полуторогодовалом возрасте. В первый день посещения сада ее мама сказала, что хочет оставить девочку на целый день. На все объяснения воспитательницы, что это очень много для первого раза в саду, она отвечала: «Ребенок не будет плакать». Ребенок действительно не плакал. Но вот только через некоторое время родители заметили, что у их дочери начался нервный тик. После осмотра невролог объяснил, что девочка переживала все эмоции в себе, не выплескивала их наружу, как другие дети. Отсюда и проблемы. А надо было просто довериться специалисту и позволить своему ребенку привыкать к саду постепенно.

Откорректируйте режим дня малыша

Очень важным моментом для адаптации ребенка в саду есть режим его дня. Но родители часто упускают из виду такой важный пункт. Постарайтесь организовать день малыша так, чтобы он максимально соответствовал режиму в детском саду. Например, постарайтесь просыпаться не позднее восьми утра, давайте малышу завтрак в промежутке между девятью и десятью утра. Обязательно гуляйте с ребенком не меньше часа. Обед организуйте не позднеечаса дня, и обязательно уложите ребенка спать.

Многие родители очень стараются, чтобы ребенок всегда был чистым, опрятным, вел себя тихо и сидел возле мамы. Если вы дадите своему ребенку набегаться, выкричатся, скакать, прыгать, лазать - проблем с едой и дневным сном не возникнет.

А когда малыш привыкнет спать дома, то и в саду он с удовольствием будет отдыхать в постели.

Это касается и того, когда вы укладываете ребенка спать на ночь. Чем раньше заснет ребенок вечером, тем легче он проснется. А если малыш выспался, его легче одеть утром, он меньше капризничает, и, соответственно, меньше плачет в саду.

Составляйте простое меню

Меню вашего ребенка также имеет большое значение при адаптации к детскому саду. Научите его кушать простую пищу: супы, каши, салаты. Все мы понимаем, что иногда накормить ребенка просто нереально, и заботливые мамы идут на немалые ухищрения, чтобы заинтересовать своего кроху приготовленным блюдом: украшают, выкладывают в форме зверюшек. Но в садике этого делать не будут.

Так что же делать? Во-первых, убрать перекусы. Ребенок не умрет з голоду без печеньки или булочки между завтраком и обедом.

Во-вторых, не заставлять кушать. Чем больше мы запихиваем в ребенка, тем хуже он ест.

А, в-третьих, тот самый простой секрет - дайте ребенку набегаться и наиграться. Это пустяки, что он измажется или даже собьет коленку. Но голодный ребенок «сметает» все, что ему предложат.

И папам надо что-то делать

Некоторые мамы слишком болезненно расстаются с детьми, словно отправляют их не в сад, а в армию, долго их успокаивают, уговаривают. Наши дети умные, и все «секут» - если мама так боится меня оставлять, значит там страшно.

Но есть одна хитрость. Попробуйте отправлять ребенка в сад с папой. С отцами они ведут себя тише, меньше капризничают и не давят на жалость.

Болеют, потому что плохой уход?

Этот пункт касается скорее даже бабушек, чем мам, ведь бабушки очень трепетно относятся к своим внукам. Да, ребенок будет болеть. Но это лишь ответ организма на стресс, который переживает малыш.

Кажется, ну что тут такого - несколько часов в детском саду. Но это большое эмоциональное потрясение, которое переживает малыш. Представьте себе, что вы проснулись, скажем, в Токио, без знания языка, денег и надежды вернуться домой, и вам надо как-то прожить этот день. Разве тут не заболеешь?

Но многие мамы и бабушки уверенны, что дети сидят целыми днями в мокрых штанах на холодном полу, их никто не переодевает, не кормит, не ухаживает за ними, от того и болеют.

Мой ребенок ничего не умеет!

Это уже даже не вопрос адаптации, а страхи почти всех мам. «Мой ребенок еще в памперсе», «Он сам не ест», «Он еще не умеет говорить», «Мой малыш сам не одевается» - только и слышно на детских площадках.

Дорогие мамы, не паникуйте. Поверьте, ваши дети стают самостоятельнее, когда родительской опеки становится меньше. Дети обожают, когда их хвалят. Если воспитательница похвалит одного малыша, который самостоятельно покушал, многие также захотят, что бы и их отметили. Дети способные, и иногда их легче научить другому взрослому, чем родителям.

Все родители с ужасом думают о том, как пройдет адаптация их малыша в их первом детском учреждении. Но если постараться и отнестись к этому процессу спокойно, все пройдет довольно гладко, а родители и дети с удовольствием начнут новый этап в своей жизни.

При поступлении ребенка в детский сад, он попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Отсутствие родителей, режим дня, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают стрессовую ситуацию. В результате появляется психическое напряжение, нарушается сон, аппетит, малыш отказывается играть, часто болеет. Характер адаптации зависит от:
1. Возраста (труднее всего в период от 10 месяцев до 1,5 лет).
2. Состояния здоровья и уровня развития ребенка.
3. Биологического и социального анамнеза (протекания беременности, осложнения при родах, условия жизни в первые месяцы - режим дня, питание, общение, игры, заболевания в первые 3 месяца).
Для обеспечения адаптации ребенка необходимо, во-первых: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит от умения воспитателя создать атмосферу уюта, тепла и благожелательности. Если ребенок с первого дня присутствия в саду почувствует это тепло, исчезнут волнения и страхи, адаптация пройдет легче и быстрее. Малыши испытывают дискомфорт от размеров помещения, они больше, чем дома, поэтому надо зрительно уменьшить помещение. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки». Хорошо если в группе есть домик, где ребенок может играть один. Живой уголок в группе, растения, аквариум, благоприятно влияют на эмоциональное состояние. Необходим спортивный инвентарь, для удовлетворения потребности детей в движении.
Маленькие дети не могут выражать свои эмоции в речи. Изодеятельность для них не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет отреагировать свои эмоции, особенно негативные. Особое удовольствие доставляет детям рисование маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой, в период адаптации оказывают успокаивающее, расслабляющее действие. В туалетной комнате помещают поддоны с песком и водой. Для игр используются небьющиеся сосуды, сита, воронки, трубочки, красящие вещества, детские шампуни. Дети могут купать кукол, пускать кораблики, дуть на мыльные пузыри. По мере привыкания к новым условиям, у детей сначала восстанавливаются аппетит, труднее нормализуется сон. Любимая игрушка становится символом и частичкой дома с ней ребенок может лечь спать. В период адаптации надо временно сохранять привычные ребенку приемы воспитания. Перед сном можно покачать, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не закрепить на длительное время отрицательное отношение к новой обстановке.
Необходимо удовлетворять острую потребность в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое отношение с ребенком, пребывание малыша на руках взрослого, дает ему чувство защищенности. Ребенку хочется, чтобы мама была рядом, поэтому можно иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями близких.
Во-вторых, важна согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления в ребенка группу, необходимо познакомиться с родителями. Выяснить привычки, особенности поведения, интересы ребенка. Можно рекомендовать приводить малыша первые дни после обеда, когда у воспитателя больше времени и возможности для игр и общения с детьми, а ребенок увидит, как за остальными детьми приходят родители. Далее необходимо приводить перед завтраком, когда все дети уже в группе. Родители, отдавая ребенка в детский сад испытывают тревогу, поэтому воспитатель должен их успокоить: пригласить осмотреть помещение, спальню, групповую комнату, показать шкафчик, игрушки, пособия, рассказать чем занимаются дети, во что играть, познакомить с режимом дня. Родители должны быть уверены, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна, одежды, прогулок и т.д. Если ребенок видит хорошие, добрые отношения между родителями и воспитателем, он быстрее адаптируется в новой обстановке.
В-третьих: для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю, нужно ежедневно организовывать игры, на сплочение группы, лучше всего игры в кругу.
1. «Иди ко мне», дети стоят в кругу, воспитатель манит к себе ребенка, иди ко мне Сашенька, обнимает, ах, какой хороший, Саша пришел! Повторяет с каждым ребенком.
2. «Покатаем на лошадке». Качание на колене.
3. «Подуй на что-нибудь», на шарик, через соломинку, на цветок, на листик, на перышко, на вертушку...
4. «Забавы с увеличительным стеклом».
5. «Прогулка по очертаниям фигур», из тесьмы на полу выкладывается квадрат, круг, овал, воспитатель берет ребенка за руку, ведет по фигуре, со словами: «По кружочку мы идем, тра-ля –ля».
6. «Вместе с Мишкой». Воспитатель берет игрушку и беседует от ее имени: «Катя, тебе нравится пить из чашки, ловить мячик, бегать с детками».
7. «Чертим разные фигуры». Воспитатель водит рукой ребенка по песку, по воде.
8. «Игра с куклой». Воспитатель просит показать, где у куклы разные части тела, просит ее покачать, причесать, покормить.
9. «Мы игрушки собираем, тра-ля-ля», с такими словами воспитатель собирает игрушки вместе с ребенком.
10. «Передай колокольчик», дети сидят в кругу, воспитатель называет имя ребенка, просит подойти и в колокольчик позвонить.
11. «Зайка», дети стоят в кругу, один в середине, «спит». Зайка, зайка, что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты не хочешь поиграть? С нами вместе поплясать? Зайка, зайка попляши и дружочка отыщи! «Зайка» встает и выбирает другого ребенка.
12. «Позови». Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч, предлагая позвать друга, с которым он хочет играть, ребенок ловит и называет имя.
13. «Мяч в кругу». Дети, сидя в кругу на ковре прокатывают мяч друг другу.
14. «Все дальше, все выше», с такими словами воспитатель подбрасывает мяч, предлагает бросить ребенку.
15. «Бегом к дереву», к столу, к окну, к детям. С такими словами воспитатель берет ребенка за руку и бежит.
16. «Карусели», дети стоят в кругу, взявшись за руки. Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели, а потом, а потом, все бегом, бегом, бегом. Тише, тише не бегите, карусель остановите! Или: до того, мы закружились, что на землю повалились! Дети могут прилечь на ковре.
17. «Мы топаем ногами», мы хлопаем руками, мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подает, а потом, бегом, бегом. Бегом!
18. «Мяч» дети прыгают, изображая мячи. Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять, хорошо мне с ним играть. Дети убегают, воспитатель «ловит», манит к себе.
19. «Огуречик-огуречик», воспитатель и дети на разных концах площадки.
20. «Пришел Петрушка», воспитатель показывает Петрушку, он принес погремушки, раздает детям, вместе играют, радуются.
21. «Хоровод» Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов, кружим-кружим хоровод. До того мы закружились, что на землю повалились. 2) Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов, водим-водим хоровод. Как заканчиваем круг, дружно прыгаем мы вдруг.
22. «Покружимся». Воспитатель дает ребенку мягкую игрушку. Я кружусь, кружусь, кружусь. А потом остановлюсь. Быстро-быстро покружусь. Тихо-тихо покружусь, а потом остановлюсь!
23. «Прячем Мишку» Воспитатель ищет игрушку вместе с детьми.
24. «Солнышко и дождик».
25. «Зайка серенький сидит».
26. «Вышла курочка гулять».
27. «Поезд».
28. «Солнечные зайчики». Воспитатель пускает зайчика. Солнечные зайчики играют на стене, помани их пальчиком, пусть бегут к тебе. Дети ловят.
29. «Игра с собачкой». Гав-гав, кто там? Это песик в гости к нам. Я собачку ставлю на пол, дай собачка, Тане лапу!
30. «Делаем коллаж». Из обрезков цветной бумаги, воспитатель вместе с детьми наклеивает коллаж, помещают на выставку.
31. «Ловись рыбка» в картонную коробку помещают металлические предметы. На удочку привязывают магнит, потом считают улов.
32. «Кто в кулачке?» Кто залез мне в кулачок? Это может быть сверчок? Ну-ка, ну-ку, вылезай! Это пальчик! Ай-ай-ай! Выставить большой палец.

Эти нехитрые приемы, игры-забавы, хороводные игры, а главное доброжелательное отношение взрослых к малышам, уютная, комфортная атмосфера, помогут облегчить привыкание к детскому саду, сократить время адаптации.