Что такое спортивная одежда. История спортивного стиля. От бунта до модного пьедестала. Эксплуатационные требования к одежде

От смешных купальников с юбками до колена сквозь века до неоновых найков и леггинсов с невероятными принтами: история спортивного костюма!

1900 год

Именно в это время впервые появляется трикотажная одежда, которая тянется вместе с телом и отлично впитывает влагу. Также впервые зарождается идея купальников, из-за чего все популярнее становится плавание. Но в моде пока совсем другие виды спорта. Вот список соревнований, состоявшихся в мире в 1900-м году:

  • В Российской империи: чемпионат по конькобежному спорту и Всероссийский турнир по шахматам.
  • В мире: олимпиада 1900 года – летние олимпийские игры, чемпионат Европы по конькобежному спорту и фигурному катанию, чемпионаты по шашкам, регби, футболу и хоккею.

Спорт в то время относился к мероприятиям на свежем воздухе, своего рода отдыху – для него надевалась шитая на заказ, но достаточно непритязательная одежда.

Для занятий спортом девушки надевали английскую блузку: женскую блузку с покроем, как у мужской рубашки, и высоким воротником.

Для вождения автомобилей женщины надевали специальный головной убор – «мотоциклетную вуаль». Для занятий велосипедным спортом, прогулок, игры в крокет и теннис девушки надевали матросскую шляпу-канотье с широкими полями. Вот такой вот спорт.

1920-е годы

К этому времени относится возникновение «культа тела». Спорт становится повседневной частью жизни каждого «продвинутого», современного человека. Велосипеды и так уже распространены, автомобили из роскоши стали средством передвижения. В моду наконец-то пришел загар: он больше не считается прерогативой рабочего класса. Золотая молодежь отдыхает на Ривьере, пролеживая дни напролет на пляже с шампанским. Спортивная одежда начинает напоминать современную.

Это время популярности джемперов: тогда они еще считались частью спортивного костюма. Для гольфа шьются широкие шерстяные бриджи. Чуть позже появились брюки-гольф с широким напуском на голени. К спортивному костюму обязательно прилагался кепи.

В это время зарождаетс я стиль «унисекс» (тогда он назывался la garconne в честь одноименного романа В.Маргеритта, популярного в ту пору). Девушка 20-х водит автомобиль, курит, играет в гольф и теннис, ярко красит губы и глаза, носит короткую стрижку, танцует в модных клубах ночи напролет. Женский идеал красоты серьезно изменился. В моде худоба, мальчишеская фигура, плоска я грудь и узкие бедра, длинные ноги. Одежда призвана скрывать пышные формы, если они по недосмотру еще остались. В «тренде» того времени – корректирующие корсеты, уплощавшие бюст и бедра. Нижнее белье вообще становится проще: если скрывать нечего, то дама носит только лишь бюстгальтер да пояс для чулок. Юбки становятся короче, под них надеваются панталоны «французские» (свободного кроя) или «директория» - панталоны с резинкой у колена. Под платьями девушки носят нижнюю рубашку длиной до колен на бретельках. А Коко Шанель вводит норму на практичные трикотажные костюмы.

Увлечение спортом становится настолько серьезным, что впервые кутюрье начинают создавать специальные спортивные коллекции.

Уимблдонский турнир 1921-го года открыл всем звезду тенниса Сюзанн Ленглен. Она вышла на корт в легком теннисном платье без рукавов и юбкой чуть ниже колена. Легендарный спортивный костюм сшил для теннисистки Жан Пату, пионер спортивной моды. Свой магазин спортивной одежды Жан Пату открыл в 1925-м году, да так и назвал его – «Спортивный уголок». Каждый зал в этом новаторском магазине посвящался различным видам спорта, в том числе верховой езде, рыбалке, гольфу, авиации и теннису.

Пример Сюзанн Ленглен воодушевил других женщин: одежда для отдыха потихоньк становилась именно такой, какую на корте носила она.

1930-е годы

И женщины, и мужчины активно работают над своим телом, стремятся на корты и в спортивные залы. В модную сферу проникают бывшие спортсмены: после завершения основной карьеры они занимаются одеждой. Теннисист Рене Лакост в 1933-м году создает свою компанию, которая начиналась с рубашки-поло для гольфистов и теннисистов, а превратилась в транснациональную корпорацию.

К тридцатым годам относится известность модельера Мадлен де Раух. Она была настоящей женщиной нового времени и серьезно увлекалась спортом: ездила на велосипеде, прекрасно каталась на коньках, играла в теннис. После замужества с хоккеистом Альфредом де Раухом она открывает собственный дом моды, где создает одежду для комфортного досуга. Мадлен де Раух – один из наиболее выдающихся дизайнеров спортивного стиля на все времена.

Костюм от Мадлен де Раух

Еще один «столп» спортивной моды – француженка Вера Бореа графиня ди Реголи. Она открыла свой модный дом в Париже в 1932-м году. Увлечение спортом заставило ее создавать недорогую спортивную одежду из трикотажа, льна, хлопка, твида и фланели.

1940-е годы

Спорт забыт: сейчас не до него, десятилетие военное. Там, где еще существует мода, одеваются в стиле милитари. Дизайнер Энн Тейлор Бонфи, член олимпийской сборнойСША по горным лыжам и авиатор, инструктор ВМС США, начинает заниматься дизайном лыжных костюмов. А ее подруга, знаменитая Диана Вриланд, редактор журнала Harper’s Bazaar, продвигает новинку. Энн Тейлор сама становится моделью для своих костюмов и входит в список «100 величайших красавиц мира».

1950-е годы

Спорт становится обычной частью жизни и немного отходит на второй план. Голливуд демоснтрирует звезд в элегантно-спортивной одежде – джемперах с короткими рукавами, теннисных юбках.

Трикотаж, еще недавно ткань-изгой, созданная для малоимущих людей, становится частью гардероба. Это время теплых свитеров и свитерков, джемперов, кардиганов и костюмов джерси. Дизайнеры выводят трикотаж на подиумы, ее больше не воспринимают как нечто второсортное.

1970-е годы

Это время демократичной моды, в том числе и спортивной. Время американского дизайнера Джеффри Бина, который создает простую и нарядную одежду в спортивной стилистике. Американский модельер Ральф Лорен создает марку Polo Ralph Lauren со знаменитым логотипом – игроком в поло. Сначала в его магазине продавались исключительно галстуки, но потом появились и другие спортивные вещи, в том числе и женские – например, белые сорочки, скроенные на мужской манер, и рубашки поло.

Другие знаменитые модельеры, продвигавшие спортивную моду – это Билл Бласс, Анна Кляйн, Кельвин Кляйн и Рой Хальстон. Семидесятые – время джинсомании: одежды не спортивной, но вошедшей в спортивный стиль одежды позднее.

1980-е годы

Бум на спорт, спортивную моду и аэробику! Восьмидесятые считаются одним из самых безвкусных десятилетий, но в спорте все было отлично – неоновые цвета, купальники поверх лосин, яркие гетры – это же здорово! В 1982-м году американская актриса Джейн Фонда выпустила свою первую видеопрограмму с упражнениями по аэробике – и аэробикой заболел весь мир.

Джейн Фонда была настолько ярой поклонницей спорта, что, как утверждали знакомые, в любой перерыв начинала отжиматься от пола. Спортивный образ жизни стал идеалом, он транслировался со страниц журналов и экранов телевизоров. В моду вошли лосины, кроссовки, эластичные повязки для волос, футболки, бейсболки, спортивные сумки.

2000-е годы

Спорт вошел в жизнь, а рамки спортивного стиля расширились. Появился стиль спортшик – направление спортивно-бытового микса. Спортивные вещи стали несомненным атрибутом обыкновенной жизни, проникли в вечернюю и деловую моду. Деним и трикотаж висят в шкафу у каждого.

Спортивные костюмы, кроссовки и футболки – часть жизни. Велюровые спортивные костюмы Juicy Couture вообще не предназначаются для спорта – в них модно ходить на прогулки и даже в кафе.

Наше время

Дизайнеры 21-го века продолжают развивать спорт-шик, соединяя простое и статусное. Это новаторское течение моды,дающее интереснейшие результаты. Современная спортивная одежда – это произведение как искусства, так и науки: она эргономична, впитывает пот, поддерживает и помогает в тренировках.

Спортивная одежда прошла долгий путь, но в итоге стала неотъемлемой частью жизни современного человека – как и сам спорт, надо полагать!

Спортивный стиль одежды плотно вошел в нашу жизнь. Подобную одежду носят сегодня не только профессиональные атлеты, но и те, кто вообще далек от физических упражнений. Она легкая, удобная и комфортная.

Спорт существует в жизни не только профессиональных атлетов. Любой может найти у себя дома его частичку. Достаточно только заглянуть в гардероб. И, наверняка, каждый среди одежды найдет спортивные куртки, толстовки, трикотажные брюки. И уж точно, у каждого есть футболки, шорты и кроссовки. Именно эти аксессуары относятся к такому понятию, как спортивный стиль. И ведь не обязательно, что все эти вещи используются по прямому назначению - для занятия спортом. Нет, их часто используют и в повседневной жизни. А все потому, что это очень удобная и комфортная одежда.

Возникновение спортивного стиля

Во-первых, надо разобраться, когда появился профессиональный спорт. Было это много веков назад, в Древней Греции. Эта страна является родиной Олимпийских игр. Именно их и стоит считать первыми спортивными соревнованиями на планете. Помимо выявления лучших, Олимпиада имела и другую цель. Таким образом, люди чествовали своих богов. Но сама идея определять самых сильных, быстрых и ловких прижилась, как показывает время, надолго.

Причем простые люди получают сегодня сразу два удовольствия. Во-первых, они имеют возможность наслаждаться многочисленными соревнованиями, турнирами, и просто следить за выступлением выдающихся спортсменов. А во-вторых, в магазинах для них полно той одежды, которую принято также относить к спортивной. И не обязательно при этом самим заниматься какой-то дисциплиной. В этих вещах можно просто совершать прогулки, ездить отдыхать, встречаться с друзьями.

Яркий пример - спортивные костюмы. Это, можно сказать, универсальная одежда, которую не носят разве что на официальные приемы. Правда, к выбору одежды надо относиться внимательно. Лучше заплатить подороже, но приобрести качественную вещь. В качестве совета, можем порекомендовать . Это японский бренд, который сегодня пользуется огромной популярностью. Причем эту продукцию предпочитают и профессиональные спортсмены.

Что откуда пошло?

Спортивных дисциплин сегодня великое множество. Есть зимние и летние, тяжелые и легкие, командные и индивидуальные. И многие из видов спорта подарили нам определенные аксессуары, которые стали частью повседневной жизни.

Самая массовый вид спортивной одежды подарила нам игра номер один - футбол. Именно оттуда пошли в моду футболки и шорты. А вот из легкой атлетики в гардеробы, особенно женские, перекочевали майки, топики, леггинсы и кроссовки.

Не отстают в этом плане и зимние виды спорта. Так, из лыжных дисциплин в гардероб повседневной одежды попали вязаные шапочки с характерными узорами, а также свитера. Ну, и такая одежда, как велосипедки, понято, откуда взялась. Правильно, из велосипедных гонок. Из них же вышли и популярные сегодня бриджи.

Часть одежды нам подарил такой экзотический вид спорта, как гольф. В этой дисциплине игроки часто носят трикотажные жилетки с большими карманами. Не так давно подобная одежда стала продаваться в любом неспортивном магазине.

И наконец, один из лидеров продаж - бейсболка. Этот головной убор есть почти в каждом доме. Он удобный, и без него невозможно представить прогулки в жаркую погоду. И как нетрудно догадаться по названию, перекочевали бейсболки из любимой одноименной американской игры.

Незаметный спортивный стиль

Многие могут подумать, что ничего нового в спортивном стиле придумать уже нельзя. Все, что могли, уже взяли. Тем не менее, современные модельеры уже сами умудряются создавать новую одежду. Сейчас стало модным сочетать классику и спорт.

Ярким примером такого симбиоза часто является декоративная отделка. Например, когда на классической куртке вышивают узор, напоминающий скандинавские рисунки, распространенные на одежде для зимних видов спорта. Или другой пример, карманы на молнии. Да-да, не удивляйтесь. Этот элемент тоже достался нам от атлетов. Так же, как большие карманы на пиджаках, воротники-стойки, манжеты на резинках.

Спортивная одежда уже давно вошла в жизнь современного человека. Причём она стала практически универсальной. Её одевают и для занятий спортом, и для прогулок, походов, а также просто для создания модного образа.

Некоторые элементы спортивной одежды уже даже смешивают с классикой и надевают в театры, на приёмы, модные показы и т.д.

Найти магазин спортивной одежды сегодня не составляет труда, они есть практически во всех городах, а также на просторах Интернета.

А когда же спортивная одежда вошла в жизнь людей?

Родиной спортивной одежды считается Англия. Первым типом спортивной одежды историки считают одежду сельской английской аристократии, предназначенную для верховой езды.

Также истоки современной спортивной одежды можно найти в охотничьих костюмах, созданных в XVII веке во время первых коллективных охот. Такая одежда позволяла охотникам двигаться легко и с удобством.

В XVIII веке уже появилась стандартная форма для охоты, главным свойством которой являлась практичность. Основой такого костюма являлся сюртук прилегающего силуэта.

Тогда же стала расти и популярность английских клубов, члены которых проводили досуг на охоте и за игрой в крикет. Крикет и стал первым видом спорта с настоящей формой.

Сначала спортивная форма была атрибутом клубной элиты. «Простые смертные» играли в крикет в повседневной одежде.

В XIX веке крикетные команды стали создавать на фабриках, заводах и школах. Таким образом клубная форма из элитной превратилась в спортивную.

Тогда же стали появляться и другие виды спорта-регби, футбол, гандбол, хоккей, гольф, лёгкая атлетика и т.д. Рост популярности спорта привёл и к массовой потребности в спортивной одежде.

Всё это породило новые технологии и дизайнерские находки. Постепенно производство спортивной одежды становится гигантской частью международного бизнеса.

Мода на спорт и здоровый образ жизни охватила весь мир: селфи из фитнес-клубов в соцсетях, целые отделы здорового питания в супермаркетах, кроссовки, бейсболки и бомберы - на улицах и фото модных блогов. Спортивный стиль в одежде - один из самых актуальных трендов текущего и наступающего сезонов.


История стиля насчитывает несколько десятилетий: чем популярнее в обществе становился активный образ жизни, тем актуальнее становилась комфортная и функциональная одежда. В 50-х - 60-х годах прошлого века поклонники привнесли в повседневный гардероб некоторые атрибуты спортивной формы - рубашки для гольфа и поло, шорты, плиссированные юбки для тенниса.
В восьмидесятые культ женской аэробики сделал актуальными яркие, кислотных расцветок лосины, гетры, боди из лайкры, широкие пояса. 90-е - эпоха R`n`B, широкие и спортивные костюмы размера oversize на пике моды. Новый век и мода на фитнес вдохнули свежую струю: спорт-шик не сходит со страниц журналов и фото в модных блогах.

Прежде всего, стоит оделить спортивную одежду от одежды в спортивном стиле. Первая имеет скорее функциональное назначение - сделать максимально удобными и комфортными тренировки, обладает способностью отводить влагу, поддерживать оптимальную температуру, не сковывает движения и прекрасно держит форму (на фото).


Одежда спортивного стиля предназначена скорее для повседневной носки - она имеет крой, сходный с тренировочными костюмами, похожие детали и отделку, но для настоящего спорта будет непригодна. Это касается и обуви: беговые функциональные кроссовки - для спорта, и сникерсы на платформе - для создания свежего образа в стиле sport-chic.

Отличительные черты одежды sport-style

Практичность, удобство, функциональность, лаконичный крой - отличительные особенности одежды спортивного направления.


Знаковыми предметами гардероба в спорт-стиле можно назвать:


Обувь - яркая и в то же время удобная и функциональная, на плоской подошве или небольшой платформе для девушек (такая, как на следующих фото): сникерсы, кеды, кроссовки на платформе, мокасины, слипоны, топсайдеры, ботинки.

Романтичный, повседневный, шикарный - комплекты могут быть разными

Спортивный стиль в одежде можно разделить на несколько направлений:


Создаем образы

Легкий, непринужденный и динамичный образ создать несложно, стоит лишь помнить о некоторых правилах:

  • Знаковая вещь гардероба - свитшот с логотипом или принтом. Его можно носить и с джинсам, и с леггинсами, и с короткой юбкой-скейтер.
  • Леггинсы с лампасами или яркими принтами, а также микрошорты (на фото ниже) - для уверенных в красоте своих ног девушек. Для более скромных - брюки с манжетами, джинсы, брюки-карго.
  • Не стоит отказываться от юбок: носит теннисные платья и юбки, облегающие юбки из однотонного текстиля - короткие или длиной до колена.
  • Выбирайте комфортную обувь актуального дизайна - яркие сникерсы, кеды, кроссовки на платформе, слипоны, топсайдеры. В холодное время года - ботинки в стиле Timberland (такие, как на следующем фото) или высокие кроссовки.
  • Верхняя одежда должна соответствовать - , яркий пуховик простого кроя, ветровка, бомбер. Актуально сочетание материалов, к примеру, вшивание кожаных рукавов.
  • либо объемные текстильные, однотонные или с надписями и логотипами, либо бейсболки.
  • - объемные, из текстиля или кожи. Актуальны рюкзаки из кожи или комбинированных материалов.
  • Откажитесь от украшений: классические золотые ювелирные изделия, жемчуг, полудрагоценные камни неуместны. Спортивный стиль в одежде допускает лишь небольшое количество бижутерии из кожи, пластика или каучука.

Макияж и причёска

Не стоит забывать про причёску и макияж: неверно подобранные, они могут удешевить и испортить весь образ. Не перестарайтесь с укладкой: волосы должны выглядеть естественными и живыми.

Если у вас короткие волосы или имеют длину до плеч, оставьте их распущенными или дополните яркой повязкой или ободком. Длинные волосы соберите в высокий хвост или пучок, или заплетите косу. Свободные локоны смотрятся не менее эффектно.


Макияж также должен быть максимально естественным и натуральным: чистая, сияющая, здоровая кожа с легким оттенком загара, аккуратные брови, скулы и губы натурального оттенка, слегка выделенные ресницы.

Исключение - для приверженец стиля R`n`B, в этом случае макияж только приветствуется. Взгляните на фото Дженнифер Лопес: металлические тени, накладные ресницы, губы и скулы с влажным блеском.

И, конечно же, не стоит забывать о том, что лучше всего такая одежда смотрится на подтянутом теле. Не забывайте о правильном питании и регулярных занятиях любимым видом спорта: фитнес или бег, ролики или горные лыжи или даже долгие прогулки в парке непременно изменят вас к лучшему. Пусть яркая, удобная, комфортная одежда стимулирует вас быть ещё более активными, бодрыми и здоровыми!

оде́жа ). Праславянское *odedja < *obdedja образовано с помощью приставки оb- и суффикса -j-a от корня *ded-, который представляет собой неполное повторение корня dě- (de-d-) глагола *děti > рус. деть .

Основные понятия

История одежды

Homo sapiens начал одеваться от 83 000 до 170 000 лет назад .

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества . Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизующей функции.

Первобытное общество

С древнейших времен человек стремился прикрыть своё обнажённое тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда . Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным, поскольку известны племена, которые обходились и обходятся без одежды (например, аборигены Австралии и др.). Вероятнее всего, одежда была не только и не столько прикрытием, сколько символом защиты от угрозы извне, как действительной, так и (может быть, даже ещё в большей степени) мнимой. Даже амулет был в своё время «одеждой», так как он являлся преградой между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что одежда появилась уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Главным материалом для первобытной одежды повсеместно были шкуры животных. Необходимые для их обработки инструменты (скребки, ножи, проколки и т. п.) обнаруживают на стоянках первобытных людей, относящихся к эпохе мустье (100-40 тыс. лет назад). Самыми первыми видами одежды были, по-видимому, набедренные повязки и плащи . Затем, привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки ; потом появились нарукавники, предохранявшие от повреждений руки. И наконец, все эти отдельные части одежды начали соединять в одно целое, скрепляя их ниткой из жил или растительных волокон.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего палеолита . Так, в 1964 г. экспедиция О. Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад. Археологам удалось воссоздать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи - малицы , или анораки - и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брючин , сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин . Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Неповторимые скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны » с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта .

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. В зависимости от применяемых материалов и климатических условий одежду по-разному крепили на теле: надевали через голову или драпировали вокруг тела. Примерно в это же время появилась распашная одежда (с разрезом спереди).

Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией). Верхней одеждой ему служил плащ , сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в XX в. н. э.). Под плащом находилась одежда, сшитая из козьих шкурок - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка . Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Эци дополняли меховая шапка , завязанная ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита , причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века .

Древний Восток

«Древний Восток» - собирательное географическое, социально-экономическое и культурно-историческое понятие, объединяющее древнейшие в истории человечества государства - Древний Египет, Шумер, Вавилон, Ассирию, Древнюю Иудею, Древний Китай, Древнюю Индию и др. Различие природно-климатических и социокультурных условий определяло значительную разницу в эстетических идеалах, вкусах и предпочтениях народов, населявших регион, поэтому говорить об одежде на Древнем Востоке в целом довольно сложно.

Ассирийская одежда на иллюстрациях 1882 года

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской. Женская туника была, как правило, длиннее мужской, в верхней своей части шилась в обтяжку, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка , сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, каждое из которых имело 0,5 метра в ширину, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс . В Вавилоне и Ассирии женщины носили длинные прямые платья с длинными узкими рукавами.

Античность

Виды одежды

По опиранию на части тела человека

  • Плечевая одежда - одежда, опирающаяся на верхнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу - линией, проходящей через выступающие точки лопаток и груди: пальто , полупальто , плащ , накидка (пелерина), куртка , блуза, пиджак , жакет , жакетка, джемпер , жилет , свитер , комбинезон , полукомбинезон , ползунки , платье , халат , блузка , кофточка , верхняя сорочка, нижняя сорочка , ночная сорочка , фартук , комбинация , распашонка , рубашечка, фуфайка , майка , купальник .
  • Поясная одежда - одежда, опирающаяся на нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу - линией бедер: брюки , шорты , рейтузы , юбка , нижняя юбка , трусы , плавки , кальсоны , панталоны .

По функциональным признакам

  • Нательное бельё - изделие для создания необходимых гигиенических условий тела: майка, трусы, панталоны и т. д.
  • Корсетное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело для формирования и поддержания отдельных частей тела, а также для держания чулок: бюстгальтер , грация , полуграция, корсет , полукорсет, пояс для чулок .
  • Верхняя одежда - одежда, надеваемая на корсетные изделия, нательное бельё и (или) изделия костюмно-платьевой группы: куртка, пальто, плащ и т. д.
  • Головной убор - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову: шапка-ушанка , кепи , кепка , шляпа , шапка , берет , шлем , жокейка , пилотка , капор , чепчик , фуражка , бескозырка , тюбетейка .
  • Чулочно-носочное изделие - трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть туловища и (или) ноги, каждую в отдельности, включая ступни: подследники , носки , получулки , чулки , гетры , колготки
  • Перчаточное изделие - швейное или трикотажное изделие, надеваемое непосредственно на тело и покрывающее нижнюю часть руки и предплечья: варежки , рукавицы , перчатки , рукавички
  • Платочно-шарфовое изделие - швейное или трикотажное изделие, покрывающее голову и (или) шею: платок , косынка , шарф
  • Обувь - изделие для предохранения ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции

По половозрастным признакам

  • Мужская
  • Женская
  • Детская
    • для новорождённых - для детей до 9 месяцев
    • для детей ясельной группы - для детей от 9 месяцев до 3 лет
    • для детей дошкольной группы - для детей от 3 до 7 лет
    • для детей младшей школьной группы - для мальчиков от 7 до 12,5 лет и девочек от 7 до 11,5 лет
    • для детей старшей школьной группы - для мальчиков от 12,5 до 15,5 лет и девочек от 11,5 до 14,5 лет
    • для детей подростковой группы - для мальчиков от 15,5 до 18 лет и девочек от 14,5 до 18 лет

По климатическим характеристикам

  • Летняя
  • Зимняя
  • Демисезонная - одежда для весенне-осеннего периода
  • Всесезонная - одежда для ношения в любое время года

По эксплуатационным признакам

  • Бытовая
    • Домашняя - бытовая одежда для работы и отдыха в домашних условиях
      • Рабочая - домашняя одежда для работы в бытовых условиях
    • Повседневная - бытовая одежда для повседневного ношения
    • Торжественная - бытовая одежда для ношения в торжественных условиях
    • Спортивная - бытовая одежда для занятий спортом
    • Национальная - бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта народа. Может быть повседневной, торжественной или обрядовой.
  • Производственная (не путать с бытовой рабочей одеждой ) - одежда для ношения в производственных условиях различных отраслей хозяйства
    • Специальная (спецодежда) - производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов
    • Санитарная - производственная одежда для защиты предметов труда от работающего и работающего от общих производственных загрязнений
      • Технологическая - разновидность санитарной одежды для защиты предметов труда
    • Форменная - одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма

По комплектности

  • Отдельные полнофункциональные изделия одежды - изделия одежды, могущие использоваться самостоятельно, отдельно от других изделий одежды.
  • Комплекты одежды - изделия одежды, выполненные в едином стиле и предназначенные для совместной носки: костюм (в том числе: мужской костюм , женский костюм), брючный комплект , купальный костюм , пляжный комплект , пижама .

По технологии изготовления

  • Швейная - одежда, изготовленная в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий
  • Трикотажная - одежда, изготовленная в условиях трикотажного производства из трикотажного полотна или цельновязаное
  • Валяная

По типу производства

  • Одежда массового производства - одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства
  • Одежда по индивидуальному заказу - одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели.

По основному материалу

  • Тканевая
  • Кожаная
  • Меховая
  • Перо-пуховая
  • Резиново-полимерная

Размеры одежды

Уход за одеждой

Производство одежды

В ателье чаще всего разделение труда происходит между рабочим персоналом таким образом: закройщик снимает мерки с клиента, обсуждает фасон будущего изделия, отрисовывает эскиз, подбирает материалы (ткань, фурнитура), изготавливает лекала и проводит предварительные и окончательные примерки; портной осуществляет раскрой и пошив изделия.

В ателье и частными мастерами при проектировании конструкции одежды используется метод макетирования, методики конструирования - чаще всего, «Единый метод конструирования ЦОТШЛ» и методика «Мюллер и сын».

Метод макетирования (он же муляжный метод или метод наколки) - получение объёмной формы конструкции путём накалывания (или наклеивания) на манекен или фигуру человека кусков бумаги, макетной ткани или материала, из которого будет изготовлена одежда. После завершения процесса макетирования объёмную форму с человека или манекена снимают, укладывают на плоскую поверхность и разрезают - получая уже конструкцию на плоскости. Правильно выполненное макетирование учитывает все особенности фигуры, одежду по лекалам, спроектированным таким методом, можно шить без промежуточных примерок.

Эксплуатационные требования к одежде

Эксплуатационные требования заключаются в удобном условия носки и надёжности изделия в эксплуатации. Удобство в носке создаётся за счёт правильности выбора припусков, размеров и положения деталей материала.

Надёжность то есть безопасная служба в заданных условиях в течение срока до машинно-морального или физического износа, обеспечивается за счёт правильного выбора материалов в соответствии с значением изделия, использованием различных прокладок, кромок, технических обработок.

Эстетические требования включают в себя художественное оформление, подбор материала по цвету, рисунку, отделке, соблюдение пропорций частей одежды.

Производственные требования, направлены на обеспечение приготовление одежды с рациональным использованием материалов и трудоёмкости обработки. Это способствует снижению себестоимости изделия и повышению эффективности производства. Экономически модель по расходу материалов обеспечивается при разработке конструкции модели, снижение потерь при обработке изделия в швейном цехе, минимальной трудоёмкости обработки достигается за счёт технологии, прогрессивных новых материалов, высокопроизводительного оборудования.

В техническом описании одежды модели изделия даётся общая характеристика изделия конструкций изделий в следующем порядке:

  • вид и назначение модели
  • вид основного материала, цветовой гаммы
  • силуэт
  • покрой
  • вид застёжки
  • характеристика основных деталей (перед, спинка, рукав, воротник)
  • отделка
  • рекомендации размера и роста полнотной группы

Общие сведения о конструкции одежды

Конструкция одежды опирается формой и количеством деталей, строением и расположением её швов и узлов. Характер конструкции одежды можно различать по нескольким признакам: внешние формы, конструктивное построение оси частей, вид соединения швов, вид материала.

Силуэт - плоскостное изображение, очертания, передаваемое классическим силуэтом является прямой, прилегающим в отдельные периоды становления модными и другими силуэтами. К основным признакам покроя плечевой одежды относится покрой рукава, членение основных деталей продольных линий (рельефы), поперечных (соединений лифа с юбкой) швами. Основным покроем рукава является втачной, реглан, цельновыкроенный. В свою очередь втачной рукав имеет две разновидности: обычный и рубашечный покрой.

Ниточные соединения деталей одежды

При изготовлении одежды используют несколько способов соединения деталей и обработка их краев: ниточный, клеевой, сварной, комбинированный.

При ниточном способе детали скрепляются ручным стежком или машинной строчкой.

В клеевых швах, материал скрепляют клеем в виде плёнки, порошка, нити.

В сварных швах используют термопластические свойства синтетических и пленочных материалов.

Стежок - один элемент структуры, полученный при ниточном способе между двумя последующими проколами материала и иглой. При без ниточном соединении - между контактами инструмента с соединением деталей.

Строчка - последовательный ряд стежков.

Шов - последовательный ряд стежков на материале в один или несколько слоев.

Стежки и строчки бывают: машинные, ручные, сквозные, потайные.

Новшества в производстве одежды

Основные направления внедрения ИТ-технологий в швейной промышленности - автоматизированное проектирование моделей одежды и автоматизированный раскрой.

Последнее время активно используются САПР (система автоматизированного проектирования , CAD) - программа, создающая базовые и модельные конструкции, их лекала. Позволяет создавать градацию по размерам, составляет схему эффективной схемы раскладки лекал на материале, создаёт 3D-модель, помогает специалистам-технологам составить технологическую документацию.

Следующие автоматизированные устройства упрощают составление лекал и раскрой:

  • Фотодигитайзер - устройство, позволяющее преобразовывать бумажные лекала в электронный вид.
  • Бодисканер - устройство для сканирования фигуры человека для дальнейшего составления 3D-модели. В сочетании с САПР позволит составить лекала по индивидуальным меркам.
  • Автоматизированный раскройный комплекс - устройство, осуществляющее автоматический раскрой материала (ткани, кожи) при помощи лазера или роликового ножа по заданной программе.

В производстве трикотажной одежды используются программируемые вязальные машины, облегчающие задачу конструктора-модельера и позволяющие создавать более сложные рисунки-переплетения.

Постоянно совершенствуется и смежная область - ткацкое производство, осваивая новые натуральные волокна (бамбук, крапива), совершенствующая состав тканей (смешение натуральных и синтетических волокон позволяет добиться интересной фактуры ткани, повысить прочность, истираемость, эластичность ткани), разрабатывает новые составы для обработки ткани (несминаемость, стойкость к загрязнениям и влаге).

Экономика одежды

Согласно исследованию , проведённому в 1997 году, одежда, проданная в магазинах за 10 евро, фактически будет иметь, самое большее, себестоимость производства всего в 3 евро. А стоимость одежды будет распределена следующим образом:

Процентные границы зависят от количества посреднических звеньев между производством и конечным потребителем. Поэтому некоторые бренды полностью контролируют цепочку создания стоимости от производства (с собственными фабриками) до распределения (со своими магазинами или через интернет).

Большинство текстильных изделий производится в странах третьего мира, и особенно в Азии. Некоторые из используемых для производства одежды материалов относятся к числу наиболее загрязняющих веществ. Например, хлопковое сельское хозяйство использует 28 % мировых пестицидов , на около 2,5 % всех обрабатываемых земель. Кроме того, условия труда и заработная плата основных работников в этой отрасли часто являются самыми низкими.